Беседа с Яной : «Если кандидат говорит, что никогда не совершал ошибок......"

Oct 09, 2012 22:52

Так как тема профессионального развития и построения карьеры, как оказалось, волнует многих, то у меня в блоге стало собираться немало интересных людей. И мне захотелось расширить жанр «моих разговоров с читателями» беседами с другими людьми. Это будут люди, которые успешно строит свою карьеру и готовы поделиться своими наблюдениями, советами , ошибками и выводами с другими.



Мой первый собеседник - Яна Афанасьева. Яна работает в евпропейской штаб-квартире Амазон, где отвечает за управление законодательными рисками ( Senior Compliance Manager). До марта этого года она отвечала за пенсионные обязательства, а до того - составление финансовой отчетности для инвестеров в крупнейшей сталелитейной компании АрселорМиттал. Яна живет и работает в Люксембурге. Параллельно с работой в Арселор Миттал закончила программу МБА в Роттердамской Школе Бизнеса (RSM). Яна ведет в жж блог fleurf , и в ближайшие несколько недель в Москве в издательстве «КоЛибри» у нее выходит книжка “Финанс-Романс. В дебрях корпоративной Европы.”

Яна, многие читатели этого блога - только заканчивают учиться или находятся на ранних этапах кареры. Как ты выбирала работу вначале? Какими наблюденими хочется поделиться?

Смутное ощущение того, что нужно ставить долгосрочные цели, выбирая профессию, появилось еще в студенческие годы. Во время учебы на экономическом факультете университета Хельсинки я пыталась найти стажировку в крупных компаниях Финляндии, и два года меня никуда не звали. Когда остался год до окончания учебы, я поняла, что если что-то срочно не изменю в своем резюме, мои шансы найти работу после получения диплома невелики.
Я начала задумываться о том, пойти ли мне в маркетинг, в финансы, во внешнюю торговлю (прежде всего с Россией),в банк или еще куда? Нужно было за оставшеся время оценить свои навыки, сильные и слабые стороны, предпочтения, перечень требований к наиболее популярным специальностям, и составить стратегию, SWOT анализ для отдельно взятого студента. Я решила получить американскую финансовую сертификацию СРА. В те времена это была редкая и востребованная специализация, не критичная к местному опыту или идеальному знанию финского языка. План сработал, и я нашла работу по специальности.

Став аналитиком в финансовом управлении лесо-бумажного концерна Stora Enso, я очень быстро увидела, что есть коллеги, которые работают по часам и никогда не берут на себя дополнительных обязанностей, а есть те, которым все интересно попробовать, и кто не смотрит на часы в ожидании пяти вечера. Я расспрашивала начальников, как именно они стали начальниками и что делали раньше, расспрашивала коллег о том, кто и как и почему пришел на то или иное место. И постепенно стало очевидно, что корпоративные назначения и перемещения не случайны, что цели и амбиции отражаются в разном положении на карьерной лестнице.

-Что на твой взгляд различает наибоее сильно различает российскую и европейскую корпоративную среду и финансовое профессиональное сообщество с точки зрения построения карьеры?


Мне кажется, карьерные назначения в европейских компаниях более предсказуемы и прозрачны, часто планируются заранее. В России карьерные решения более закулисны и спонтанны. Кроме того, строить карьеру в европейской компании женщине гораздо проще, чем в российской, потому что в придется пройти через меньшее количество стереотипов.
Что касается особенностей финансового мира, то даже самые высокие руководители российских филиалов западных компаний, с кем мне лично довелось работать , не видели пользы в планировании на несколько лет вперед: « все равно будет как будет». Финансовые прогнозы, составленные на местах по требованию главного офиса, чаще всего считались бесполезной бюрократией и не воспринимальсь как взятие на себя обязательств достичь обозначенных в плане показателей. Если что-то не получилось, то принято было все списывать на непредвиденные обстоятельства.

Говорят, то, что нас не убивает - делает нас сильнее. Расскажи про одну из своих ошибок.
Я занималась реформированием пенсионных обязательств АрселорМиттал, в условиях кризиса, когда было очевидно, что у компании нет достаточно ресурсов, чтобы поддерживать пенсионные обещания на докризисном уровне. Как можно догадаться, пенсионные реформы никогда не бывают легкими и гладкими. У меня было два начальника, от которых я получала прямо противоположные инструкции. Примерно в течение года или даже полутора, я работала в атмосфере недоверия и открытого конфликта интересов между разными функциями большой корпорациии. У меня были завистники и недоброжелатели, ждущие чтобы я оступилась, послала опрометчивый мэйл или что-то упустила, чтобы сообщить «кому надо» о моих промахах и потребовать на этом основании задержать мой проект. Поддержка и одобрение тоже были, но требовалось научиться их использовать в нужном направлении и в правильных дозах.
Главная ошибка, которую я совершила - я начала проводить перемены на предприятии, не заручившись достаточно широкой поддержкой в разных отделах и функциях. Мне казалось, что мандата от Совета Директоров вполне достаточно, что говорило о моей наивности и неопытности. Потом, когда перемены начали набирать обороты, я слишком радовалась первым успехам, чтобы обращать необходимое внимание на недовольных. Мне стоило бы регулярно возвращаться к тем коллегам, чьи интересы были затронуты и постараться найти с ними точки соприкосновения. Я слишком торопилась к финишной прямой.
Когда ситуация стала накалаяться, моим первым порывом было найти другую работу. Но уходить имело смысл только с повышением и в компанию, где по-настоящему интересно, а за окном кризис, и подходящих вакансий мало. Пришлось стиснуть зубы, подавлять эго, искать пути к компромиссу, извиняться, признавать свою неопытность и сосредоточиться на конечной цели. Я загадала для себя, что если доведу тот проект до конца и достигну намеченного среди всего этого круговорота, то либо меня найдет новая работа, либо повысят на старой. Так и получилось.

На мой взгляд, сильные люди отличаются от слабых тем, в частности, что не стесняются говорить о своих ошибках, их преодолевать и через них улучшать себя. Как кризис помог тебе е выйти на новый уровень?

Очень долго я не понимала, зачем на интервью кандидатов спрашивают о слабостях или ошибках прошлого. Мне тогда казалось, что у “настоящих героев” ошибок не бывает, лишь временные сложности, не заслуживающие внимания. С 2004 по 2010 годы я сменила три страны и три работы, на каждую приходила с повышением, зарплата моя за эти годы выросла более чем в два с половиной раза. И казалось, что так и должно быть и будет всегда. Я не умела падать и заново подниматься. В карьерном контексте это означает, что я не попадала в затяжные многоходовые конфликты, у меня не было влиятельных недоброжелателей, я не оказывалась в ситуации, когда не смогла бы достигнуть поставленных перед собой целей. Я слышала, что при продвижении наверх свободных мест становится все меньше и конкуренция жестче, но казалось, что это все про других, а я - счастливое исключение.
Потом карьерный рост притормозился, начальники совершенно не спешили освобождать для меня место на следующей карьерной ступеньке. Кризис был в разгаре, таких как я, нетерпеливо ожидающих повышения, столпившихся на лестничном пролете под условным названием «менеджер среднего звена» становилось все больше, обстановка накалялась ... Незадолго до окончания МВА , мне отчаянно хотелось перемен на работе: не терпелось заняться великими делами и начать на практике воплощать все то, чему я научилась. Кстати, гамлетовское раздражение по поводу того, что «все прогнило в Датском королевстве» прекрасно подходит для описания пост-МВА кризиса. Ведь, собственно говоря, Гамлет как раз из университета домой вернулся. Тогда я и взялась за проект реформы пенсионных планов.
Мое резюме в то время выглядело слишком узкопрофильным, потому что я всегда работала только в главных офисах и консалтинге и «не нюхала пороху». Сразу несколько опытных руководителей дали мне совет рассмотреть lateral move, то есть временную смену профиля, переход в другой отдел или другую область, чтобы расширить опыт и продемонстрироваться свое умение учиться и осваиваться в незнакомых ситуациях. По странному стечению обстоятельств, примерно в это же самое время я оказалась единственным подходящим кандидатом для одного из кадровых отделов, которому предстояло заниматься пенсиями АрселорМиттала. Многие считали это ошибкой, но я не жалею о выборе, несмотря на последовавшие за ним проблемы.
Я на своем опыте убедилась, что такие кризисы и умение их преодолевать - это необходимая часть профессионального развития. Сейчас, отбирая кандидатов для работу в Амазон, при прочих равных условиях, я выберу человека, который хотя бы раз серьезно вляпался в неприятности и самостоятельно выкарабкался, нежели самонадеянного «везунчика». Если кандидат говорит, что никогда не совершал ошибок в прошлом, то для меня это показатель недостаточной зрелости. Те, кто наломал дров, но потом выпутался из сложной ситуации и сделал выводы, вряд ли будут стесняться говорить о прошлых ошибках. Гордость от того, кем ты стал и чему научился, будет намного перевешивать неловкость от признания ошибок.

Сегодня ты занимаешь должность ранга executive в одной из самых успешных компаний в мире - Амазоне. Какую роль сыграл твой нелегкий опыт с пенсионными планами в этом переходе?

Как ни странно, я думаю, что мой приход в Амазон напрямую связан с периодом работы в кадровой структуре и опытом реформирования пенсионных обязательств. Мой год работы с пенсиями не был усыпан розовыми лепестками, но именно этот опыт позволил мне претендовать на мою нынешнюю позицию, пройти через 12 интервью и получить предложение о работе.
Моя новая работа сейчас вообще никак с пенсиями не связана. Но мне в молниеносном режиме пришлось освоиться с налоговым, антимонопольным, банковским законодательством, а также понять специфику онлайн индустрии. Я никогда не делала ничего подобного в прошлом, меня выбрали именно потому, что я имела опыт перехода в незнакомую область и построения процессов с нуля. Важным оказались умение учиться, адаптироваться, задавать правильные вопросы, расставлять приоритеты и готовность к преодолению корпоративного сопротивления.
Кроме того, кризис помог мне решиться. Я сделала все, что могла и научилась всему, чему можно было научиться там, где я была. Я переросла свое место, а подходящего нового в тот момент не было. Я бы никогда не ушла из АрселорМиттала просто так, лишь бы уйти, для меня важнее, куда уйти, а не от чего или кого уйти. Можно сказать, что я перешла не только на новый карьерный уровень, я перешла на новый уровень личного развития. Когда я вижу, как много всего я могу сделать, и как многому научиться, и сколько у меня свободы претворять в жизнь собственные идеи, я думаю, что стоило уйти в Амазон просто ради более широких перспектив.

А что оказалось самым неожиданным в процессе перехода и освоения на новом месте
Что все то, чему нас учили на МВА, и правда, работает. Что свобода мотивирует. Что умение строить долгосрочные планы и им следовать - важное конкурентное преимущество. Что корпоративный дух - не пустой звук.

(c) karial

Моя книга "Вверх! Практический подход к карьерному росту" - на Амазоне: в мягкой обложке и на Киндл .

career, interview

Previous post Next post
Up