Четверть века эволюции нашизма: от Невзорова до Кадырова

Jan 28, 2016 19:39

Оригинал взят у matholimp в Четверть века эволюции нашизма: от Невзорова до Кадырова
На днях я побывал в Клайпеде, где неожиданно обнаружил, что интервал между моими последними посещениями этого города составил ровно 25 лет, дата в дату. Тогдашний приезд в Латвию и Литву не был случайным. Парой недель раньше прошли столкновения у телецентра в Вильнюсе, а буквально накануне моего приезда в Ригу выстрелы прозвучали в самом её центре. Интуитивно я почувствовал, что именно эти события запустили механизм стремительного распада СССР, что побудило меня искать встреч с их участниками и очевидцами. Так совпало, что буквально позавчера, лишь через четверть века после событий, в Вильнюсе начался суд над виновными в гибели людей у телецентра.
Толчком к распаду СССР стал именно Вильнюс, а не Тбилиси, где несколькими месяцами раньше военные убивали женщин сапёрными лопатками. Здесь важно, что Латвия и Литва к тому моменту декларировали восстановление своей независимости. Конечно, советская армия стояла в Литве и в прежние 45 лет. Но поводом для ввода дополнительных танков стало письмо Горбачёву от тогдашнего первого секретаря ЦК литовской компартии Бурокявичюса.
Кстати, вот ещё совпадение: Бурокявичюс лишь самую малость не дожил до начавшегося в Вильнюсе суда. Правда, свои 15 лет он сполна отсидел, а сейчас должен был выступить в роли одного из ключевых свидетелей. Наравне с приглашённым в суд, но отказавшимся приехать Горбачёвым.
Дополнительным стимулом к распаду СССР послужило включение пропагандистской машины, роль орудия главного калибра которой играл Александр Невзоров. Ставший весьма популярным благодаря скандальной хронике «600 секунд» телеведущий до самого этого момента позиционировал себя с демократических позиций. А тут внезапно выступил с ультрапатриотическим спичем «Наши!».
У меня сразу же возникла идея написать ответный текст, заменив восклицательный знак в невзоровском заголовке на вопросительный. Деление на «наших» и «ваших», «своих» и «чужих» единого прежде многонационального советского народа неизбежно вело к его ментальному расколу, без чего расчленение СССР не могло бы состояться. Границы между новыми странами нужно было сначала выстроить в сознании людей.
Окончательно этот мой текст дозрел после часовой беседы с главным редактором латышской газеты «Диена» Виктором Даугмалисом. Через день после «Диены» мою статью «Наши?» опубликовала городская газета «Клайпеда», а в феврале 1991г. - молдавская «Факлия» и молодёжные газеты в Иванове и Ярославле.
Должно было смениться поколение, чтобы та же затея получила шанс на успех уже в независимой России. Теперь клич бросил Рамзан Кадыров, публично призвавшей к расправе с «врагами народа». Закончив сельскую школу экстерном, академик явно не получил даже минимальных знаний о недавней истории собственного народа. По приказу Сталина 23 февраля 1944 года всех чеченцев депортировали в лагеря именно как «врагов народа». Не только женщины и старики, но даже малые дети были поголовно обвинены в пособничестве фашистским оккупантам.
Но слово не воробей! И пусть на стороне Кадырова выступили готовые продаваться по любому случаю «деятели культуры»(ТМ), даже провластные социологи вынуждены были зафиксировать, что в случае столкновения между Кадыровым и ФСБ 85% россиян выберут сторону ФСБ. Прежде всего, это означает, что как и в годы перестройки, сексоты готовы занять лучшие места во главе протеста.
Косвенно же, что вокруг «врагов народа» начинается консолидация не только разрозненных противников действующей власти, но также ксенофобски настроенной основной массы населения, заинтересованной в вытеснении чеченцев (а заодно всех кавказцев и пр.). Опыт 1991г (равно как и 1917) подсказывает, что уже в течение ближайшего лета события могут зайти слишком далеко и необратимо.
Previous post Next post
Up