Оригинал взят у
ariananadia в
Венцы Юханна Никадимуса. Моё интервью.Венцы Юханна Никадимуса. Моё интервью.
Я завела этот ЖЖ для того, чтобы не хранить все информационные сокровища, которыми обладаю, в себе, а делиться ими со всеми. Поэтому, я с удовольствием встречаюсь со знакомыми художниками и прошу их рассказать о себе и своей интересной работе. И все это - эксклюзивно, только для вас, читателей моего блога! Вы уже знакомы (по моим интервью) с художниками по костюмам
Натальей Дзюбенко,
Наной Чекки,
Дмитрием Андреевым, с коллекционером дамского белья
Антоном Приймаком, сегодня я расскажу об интереснейшем человеке - Юханне Никадимусе, музыканте и мастере по изготовлению русских народных венцов.
Юханн Никадимус и его ассистент))
«Первый свой венец я сделал полгода назад. Началось все с того, что мне захотелось, чтобы традиционный венец был у нас на обложке диска моей музыкальной группы, в которой мы поем русские народные песни (лет в 15 я услышал, как поют русские бабульки и понял, что всю жизнь буду петь такие песни и делать к ним музыку). И я подумал: где мне его взять? Музеи или коллекционеры в аренду такую красоту не дадут, значит, нужно сделать самому. Начал узнавать, как. Ирина Николаева, мастер по золотному шитью и технике «сажение по бели», рассказала, как изделие разбирается по фотографиям, как расчитывается правильный размер.
Одна из лучших композиций Юханна Никадимуса и его группы. По клику на Nikadimus Experience - переход на music.yandex, где вы можете послушать другие песни этой группы.
Обложка диска Nikadimus Experience. Эта повязка была сделана Юханном.
Повязка. Работа Ю. Никадимуса.
Когда был готов первый венец, я поставил его на красивое фортепьяно у себя дома и решил, что нужно сделать еще что-нибудь - для украшения интерьера.
Венец. Работа Ю. Никадимуса.
И стал создавать венцы для интерьеров: делаю для них сразу деревянный футляр, который покрываю воском, крашу, внутри обиваю шелком.
Золотое шитье и азиатские ткани мне по папиной стороне очень близки (моя мама русская, а папа - ассириец, он певец и композитор, заслуженный артист республики Татарстан, пишет музыку на стихи русских и татарских поэтов - классиков). Вышивая венцы, я понимаю, сколько в них магии. Например, веревочка, образующая основной узор, не должна прерываться. Она проходит весь рисунок и возвращается, заканчиваясь там, где началась.
Каждый народный предмет поддается определенной логике, его нельзя начать делать с любого элемента, вам нужно его разгадать: с чего он начинается? Иначе венец просто не сложится.
Такая техника пришла из Византии, таким образом там украшались иконы. Венцы - это не просто головной убор, это сакральный предмет. Когда я начал делать свой первый венец, мне было неловко, мне казалось, что я залез в чью-то чужую голову: ведь мастерица вкладывала в него какие-то свои мысли и секреты.
Фрагмент венца. Работа Ю. Никадимуса.
Я больше всего люблю, когда у предмета есть какая-то своя история. Когда я делал этот венец, у меня была только одна фотография. Снято было с определенного ракурса и непонятно было, как выглядит центральный фрагмент вышивки. Но я загорелся! Мне было интересно додумать то, чего не видно.
прототип
Северный венец. Реконструкция венца XVIII века по образцу из Государственного музея А. С. Пушкина в Москве. Работа Ю. Никадимуса.
Шитьё бисером и жемчугом в технике «сажение по бели».
Материалы: холст, льняной шнур, металлический шнур, льняная нить, латунные пайетки, стеклянный бисер, стеклянные бусы, речной жемчуг, канитель, трунцал. Подклад оборота - винтажный хлопок (кустарный икат «абрбанди»).
Фрагмент венца. Работа Ю. Никадимуса.
После того, как работа была закончена, оказалось, что у друзей есть фотографии этого венца, которые они делали на Делегатской, в музее. И там хорошо виден центр, который по рисунку совпадает с моим вариантом. Сегодня сам венец находится в Музее Пушкина.
Ниже - классический сказочный венец с городками. Я его делал по фотографии Шабельской.
прототипы
Северный венец. Реконструкция венца XVIII века по фотографиям альбома Collection Shabelskaya 2010 года. Работа Ю. Никадимуса.
Шитьё бисером и жемчугом в технике «сажение по бели».
Материалы: холст, хлопковый шнур, металлический шнур, льняная нить, латунные пайетки, стеклянный бисер, бусы, стразы, речной жемчуг. Подклад оборота - индийский шёлк.
Прототипы венца можно встретить: в Ярославском музее-заповеднике, Государственном Русском Музее, а также они опубликованы в книгах «Поэзия народного костюма» 1975 года, «Головные уборы Русского Севера» 1999 года, «Женский народный костюм в России XVIII-XX веков» 2013 года.
Венцы, которые делаю я, в основном, из северных регионов. Не знаю, почему они мне больше всего нравятся... Может, потому, что в моем детстве были билибинские книжки... И советские мультфильмы.
Мне очень интересно было делать этот венец с его удивительным орнаментом: тут явно какие-то солярные знаки, очень архаичные.
прототип
Или это было сделано для красоты, когда уже в 17-19 веках такого символизма не существовало в народной культуре? Из-за этого я загорелся его сделать, думал, вдруг я что-то пойму? Но тайна не была разгадана...
Северный венец. Реконструкция венца XVIII века по фотографиям Северно-Великорусской экспедиции ИЭА РАН 1948 года. Работа Ю. Никадимуса.
Шитьё бисером и жемчугом в технике «сажение по бели».
Материалы: холст, хлопковый шнур, металлический шнур, льняная нить, латунные пайетки, стеклянный бисер, стразы, речной жемчуг, канитель, трунцал. Подклад оборота - винтажный шелк (кустарный икат «абрбанди»).
Прототипы венца можно встретить: в Ярославском музее-заповеднике, Всероссийском Музее Декоративно-Прикладного Искусства, а также они опубликованы в книге «Бисер и стеклярус в России XVIII-начало XX века» 1990 года.
В своей работе я использую латунные пайетки и металлизированный шнур. Пусть это современные материалы, но они те же, что и раньше: стекло, жемчуг, хлопковая веревка, латунные пайетки, стеклянный бисер.
Единственная вольность, которую я себе позволяю (это отражение моего увлечения творчеством Рустама Хамдамова) - узбекские икаты на подкладке венцов.
Конечно, раньше такого не делали, были набивные ситцы, но мне очень нравится именно узбекский шелк. В то время ленты венца были отдельным культом. У меня сейчас пока нет «правильных» лент, их сейчас не производят, нужно искать винтажные. Раньше они были широченные, шелковые, муаровые - чем больше у тебя лент, тем ты красивее, богаче, дороже обойдешься тому, кто придет тебя замуж брать.
Свадебный головной убор. Бруклинский музей костюма из коллекции Натальи Шабельской.
http://metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/156134?img=0 Эти венцы были очень дорогой вещью, они могли стоить столько же, сколько дом или несколько коров. На несколько деревень был один венец, его брали девушки в аренду, чтобы прийти красивыми на смотрины или венчание. Это не то, что мы сегодня думаем, что каждая девушка раньше сидела и вышивала такие венцы. Что-то она, конечно, вышивала, но такие предметы делал мастер золотной вышивки и вышивки жемчугом. Она не работала в поле, она занималась только вышивкой, брала в обучение учеников
Сегодня все подобные головные уборы называют кокошниками. На самом деле, кокошник и венец - это разные вещи.
Кокошник - это головной убор замужней женщины, под который убирались волосы.
Кокошник из Бруклинского музея костюма. Из коллекции Натальи Шабельской. Вид сзади
http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/157135?img=4&imgno=4&tabname=label Венец - это девичий головной убор, его носили с косой.
Девушка в зеркале. 1848, Филипп Осипович Будкин
Венец нельзя просто взять и носить. Это сакральный предмет одежды, он надевается на несколько дней после того, как девушку просватали. Она носит его на смотрины. Это узкообрядовый элемент одежды. Есть в Петербурге очень хорошая
мастерская Софьи Владыкиной «Славутница», с которой мы сейчас в Казани делали выставку, она придумала делать венцы - маленькие прорезные коруны для свадеб, для венчания, и продвигает их, как свадебный головной убор.
Это замечательная идея - вернуть русским девушкам хотя бы один элемент национального костюма, который реально можно использовать!".
И мне нравится эта идея! Пока у нас современность сильно оторвана от традиционной культуры, а ведь без прошлого нет будущего, так пусть хотя бы невесты почувствуют эту связь времен. Да и любоваться венцом, как украшением интерьера - тоже прекрасная мысль! Уверена, что такие предметы не только выполняют декоративную фукцию, но и стимулируют желание сделать свою жизнь изысканнее и духовнее.
Спасибо Юханну Никадимусу за интервью! И уверена, мы с вами еще не раз услышим об интересных проектах и выставках этого талантливого человека!
Юханн Никадимус на фейсбуке
https://www.facebook.com/nikadimuzz Группа Юханна "Рустам Хамдамов. Собрание материалов" на фб
https://www.facebook.com/RustamKhamdamov.sobranie?pnref=lhc Оригинал взят у
la_gatta_ciara в