Шок от улыбки в парижском в Салоне Сегодня темы изобразительного искусства, стили, исполнение не вызывают у нас шок, а возмущает насилие над живыми существами ради искусства. В 18 веке шок и негодование могла вызывать улыбка, написанная на портретах. О, там видны зубы!
Вот, почитайте. История эта выглядит странной и консервативной. С В 1787 году Луиза Элизабет Виже-Лебрен выставила свой автопортрет в престижном парижском Салоне. На портрете ее губы тронула скромная улыбка; она покачивает свою маленькую дочь, нежно прижимая ребенка к себе. Обе в светлых платьях одного тона, что намекает на идентичность.
Салон был в шоке. «Картина потрясающая, потому что она игнорирует правила написания лица», объясняет историк Колин Джонс, профессор Лондонского университета королевы Марии. «Идея улыбки с показом зубов была не совсем новой, но, если мадам Виже Лебрен на самом деле отождествляла себя с этим жестом, то можно выбросить стандарты западного искусства».
Улыбка с показавшимися зубами была для жанровых картин, для бытовых сцен буржуазной домашней жизни à la Jan Steen. Буржуазной, но ни в коей мере не аристократической! И она, конечно же, не предназначалось для «Матери и ребенка», одного из самых старых и любимых мотивов в западном каноне.
Один из современных журналистов написал, что показ зубов Виже-Лебрен было «аффектом, который художники, знатоки и люди с хорошим вкусом единодушно осуждают». Но ей нравилось нарушать каноны.
Ее головокружительный взлет к славе стал возможен благодаря быстро меняющемуся миру вокруг нее. У Лебрен было уникальное понимание «нового стиля современных людей», - говорит Энн Хигоннет, профессор колледжа Барнард. Виже Лебрен изображала своих ситтеров так гламурно, так естественно, что ее подход можно сравнить с идеями супер-интуитивного стилиста, который поможет вам выглядеть идеально для Instagram.
Это убеждение, и еще более радикальные были в работах Виже-Лебрен, выставленных в 1783 году. В отступлении от структурированного придворного стиля ее портрет Мари Антуанетты (1783) показывает королеву в свободно облегающем муслиновом платье, с розой.
Однако для ее современников в Салоне этот стиль был легкомысленным, неэлегантным и неуместным для королевы. Королева получилась у Лебрен слишком современной, но никто не хочет «подчиняться и платить налоги современному человеку». Они согласны платить символу, идеалу, далекому от их обычной жизни. Портрет кисти Виже-Лебрен был снят с показа вскоре после открытия, хотя его эстетика останется популярной у королевы, в окружении королевы и в аристократической общине.
Критики также обличали Виже Лебрен за ее присутствие в салоне 1783 года!!!
В информационном бюллетене «Mémoires Secrets» по слухам говорилось, что «она не рисует свои собственные картины, что она не заканчивает их, по крайней мере, и что художник, который в нее влюблен (M. Ménageot), помогает ей.
Для многих было невозможным представить, что женщина могла показать такие профессиональные достижения, что они достойны Салона.
Профессионализировав и обнародовав свой талант, Виже Лебрен фактически нарушала идеи Руссо, которые она отстаивала. Руссо был «очень консервативным» в отношении женщин.
Оба родителя, писал французский философ, необходимы для стабильного воспитания ребенка, но роль женщины чисто внутренняя. Она не выходит за пределы воспитания и питания потомства.
Виже Лебрен переросла Руссо.
«Ее выход с работами в общественное пространство был настолько радикальным для женщины, - говорит Игоннет, - что в некотором роде она была самым радикальным художником того периода».
Мари Луиза Элизабет Виже Лебрён - великая портретистка Франции и самая известная в Европе. В четырнадцатилетнем возрасте она стала профессиональной художницей, в пятнадцать стала зарабатывать такие серьёзные гонорары, что смогла содержать мать и брата, и оплатить обучение последнему. Повзрослев, вошла в круг приближённых королевской семьи.
В 1700-е годы во Франции Элизабет Виже Лебрен писала портреты знати, и благодаря поддержке Марии Антуанетты ее карьера процветала. Она написала более 30 портретов королевы и ее семьи, но в конечном счете была вынуждена покинуть страну во время Французской революции. Несколько лет она жила и работала в Италии, Австрии и России, где продолжала рисовать портреты аристократии. Ее картины были положительно оценены в Риме, и она была избрана в Академию ди Сан-Лука. Vigée Le Brun оставил наследие 660 портретов и 200 пейзажей.