25 января 1845 года родился русский революционер, первый переводчик «Капитала» на русский язык Герман Лопатин.
Россия во времена его активной деятельности была аграрной страной, отстававшей от развитых стран Западной Европе, на материале которых и была создана теория Маркса и Энгельса.
Поэтому, в отличие от Маркса и его последователей, считавших, что социализм возникнет в результате переходе находящихся в руках капиталистов фабрик и заводов в руки рабочих, собственности на средства производства лишенных - русские социалисты 1850-80-х годов, как правило, считали, что социализм возникнет в результате объединения крестьянских хозяйств на основе общинного землевладения (хотя все остальные средства производства и у крестьян в общине находились в собственности отдельных хозяев).
Эти теории были вскоре опровергнуты самой жизнью - в деревне началось разложение на эксплуататоров и эксплуатируемых из самих же крестьян, в городе начал расти пополняемый из крестьян рабочий класс, вышедший на политическую арену России уже в 1890-е годы (предшествовали этому такие выступления, как Морозовская стачка 1885 года).
Тем не менее, Россия второй половины XIX века породила и подошедшего к марксизму ближе, чем многие другие, Чернышевского, и такого яркого революционера, как Герман Лопатин.
Лопатин стал одновременно и теоретиком, и практиком революции - и довести свою теоретическую роль до конца ему помешала именно практическая деятельность и последующее заключение. [Spoiler (click to open)] Начавший как социалистический пропагандист и исследователь в конце 1860-х годов Лопатин в ссылке начал изучать труды Маркса.
Эмигрировав, он вступил в I Интернационал, лично познакомился с Марксом и уже через 3 года после издания I тома «Капитала» (в 1870 г.) начал его перевод на русский язык, став первым (после бросившего свой перевод, не справившись с терминологией, Бакунина) переводчиком «Капитала» на иностранный язык вообще (на английский первый перевод был сделан только через двадцать, на испанский - через тридцать лет после издания).
От продолжения перевода он был вынужден отказаться из-за практических дел - для объединения русских революционеров он решил освободить самого авторитетного революционера России - Чернышевского. Отправляясь в Сибирь, он получил окончание перевода своему другу Николаю Даниельсону, который смог довести перевод до конца и легально издать его в 1872 г.
Вместо освобождения Чернышевского Лопатин был схвачен полицией сам, впоследствии неоднократно бежал и вновь оказывался схвачен (в одной из ссылок он жил в Ташкенте, став, видимо, первым социалистом в Средней Азии).
Наконец, в 1884 году, ставший одним из руководителей «Народной воли» Лопатин был арестован, а затем приговорен к смертной казни, замененной на пожизненную каторгу.
Только в результате революции 1905 года пожилой и больной Лопатин был выпущен по амнистии, более в политике участия не принимал и умер в Петрограде в 1918 году.
Таким образом, практическая деятельность в народническом движении не дала ему полностью раскрыться как теоретику, который мог бы под влиянием Маркса стать одним из первых русских марксистов (в результате первой марксистской группой в России стало «Освобождение труда», созданное в 1883 г. в эмиграции), но как непосредственный предшественник марксистов в России, деятель I Интернационала и переводчик он вошел в историю.