«Свежая краска» - это всегда свежие идеи!

Apr 19, 2018 12:56




Интервью с куратором тель-авивской ярмарки-выставки «Свежая краска» Раз Шапира

Маша Хинич

- Раз! Добрый день! Уже 10 лет я пишу о ярмарке-выставке «Свежая краска»… И каждый раз все с большим и большим удовольствием, потому что каждый год вижу все больше и больше идей, новых открытий, перспектив, творчества молодых художников. Ты, как куратор, несомненно, влияешь на выбор, всякий раз отыскиваешь новые имена. Где ты их ищешь? Как происходит отбор участников?
- Меня саму тоже каждый раз заново поражает количество идей. Мы каждый год объявляем конкурс, на который подают свои предложения около тысячи молодых художников. Все предложения анонимные - на конкурс каждый может подать десять работ и собственный «манифест». Все эти предложения рассматривает приемная комиссия, в составе которой 12 человек, меняющиеся ежегодно…


- Это тоже непростая задача - найти 12 членов жюри…
- Тем более, что мы ищем профессионалов, сведущих в этой области - владельцев галерей из Израиля и из-за рубежа, критиков, коллекционеров, искусствоведов, независимых кураторов. Работа членов жюри, которых мы приглашаем, очень непростая. Они должны просмотреть множество экспонатов, оценить их, и сделать это, конечно, ответственно и скрупулезно.  После первого этапа отбора, я провожу личное собеседование с 80 художниками из 1000. На таких встречах они уже подробно представляют свое творчество, свою карьеру…  А затем я еще более «уплотняю» список - и в результате остается 50 молодых независимых художников, которых мы и представляем на ярмарке в рамках проекта «Теплица»




- И тогда начинается тот этап работы, когда ты ездишь  по студиям и знакомишься с  творчеством молодых «на месте»…
- Да… Обычно предварительные встречи проходят в Тель-Авивском музее искусств, а потом я на протяжении нескольких месяцев езжу по всему Израилю, по мастерским художников и отбираю   работы,  подходящие «Свежей краске». А затем начинается привычный пинг-понг - переписка с художниками, сопоставление стоимости, которую они предлагают, с той, которую предлагаем мы в соответствии с рынком цен, необходимая бюрократия…

- Каждый раз я прихожу на «Свежую краску» как в музей, всякий раз забывая, что каждую картину, любую фотографию могу приобрести. Это важно и посетителям, и молодым художникам. Существуют ли другие художественные ярмарки подобного формата в Израиле?
- Нет! «Теплица для художников», которую придумали десятилетие назад основательницы ярмарки Шарон Тилингер и Ифат Гурион - уникальная идея. Сегодня   в мире есть похожие форматы, скопированные у «Свежей краски»: когда ищутся неизвестные художники, не связанные ни с галереями, ни с агентами, и им дается возможность заработать на собственном таланте. Молодые художники получают экспертное мнение профессиональной комиссии, которая выбирает самые качественные работы, присваивает им реальную рыночную стоимость, которая должна удовлетворить и художника, и покупателя. Помимо того, что я лично курирую каждого из 50 участников ярмарки, каждые три-четыре художника получают своего собственного представителя, агента, который становится их «нянькой» - посещает студии, тщательно изучает творчество каждого художника… Таким агентам разрешается участвовать в «Свежей краске» не более двух раз - я тоже начинала как агент в «Свежей краске».



Раз Шапира на ярмарке «Свежая краска». Фото - © Нога Шедми

- Когда это было?
- Восемь лет назад. Я пришла, когда «Свежая краска» проводилась во второй раз, будучи студенткой факультета истории искусств в Тель-Авивском университете, и тотчас поняла, что это мое место. Я училась, мечтала быть куратором выставок, как любая студентка нашего факультета, не слишком понимая, что это значит. И здесь - на ярмарке - этот мир стал для меня осязаемым. Это был как раз тот момент, когда современное израильское искусство сделало еще один шаг к новому, и я не хотела пропустить ни одного мгновения этого процесса. На второй выставке я была «агентом-нянькой», на следующей уже «ответственным агентом», и затем на протяжении двух лет была ответственной за продажи выставки, и вот уже четыре года я - со-куратор Ифат Гурион, художественного руководителя ярмарки, организатора, вдохновителя. Выставка - это ее «бэби». Я же отвечаю за определенную часть работы.

- В процессе отбора ты просматриваешь тысячи работ. Как, по твоему мнению, меняется современное искусство Израиля? Меняется  благодаря и «Свежей краске».
- «Свежая краска» повлияла на несколько вещей. Во-первых, то, что не стыдно стало признаваться: «я не понимаю, объясните мне». И тогда «нянька» того или иного художника объясняет его задумку. Наши агенты -  также одаренные профессионалы, они выполняют очень важную работу. И второе - выставка дала легитимацию искусству, как чему-то большему, чем просто красивый рисунок. Это может быть все, что угодно - картина, фотография…. И самое главное - это не просто изображение, это мысль, концепция и идея, которые стоят за изображением, которые предшествовали процессу создания. Кроме того, ярмарка дает художникам возможность реализовать то, во что они верят, показать свое искусство зрителю, куратору, потенциальному покупателю или заказчику.

- Ярмарка, действительно, повлияла на изменение рынка искусства в Израиле - за десять лет это стало очевидно. Но это мой взгляд со стороны. А как ты видишь это изнутри?
- Повлияла, безусловно, но быть может  не на весь рынок, а на рынок произведений молодых художников - несомненно. Изменилось отношение, легитимация:  те молодые люди, которые идут учиться искусству, понимают, что, если они преуспеют в этой области, то у них есть перспективы, возможности продавать работы, зарабатывать, выставляться…

- А также на осознание обществом того, что занятия искусством это не то-то второстепенное, а вполне уважаемое занятие… Мы отмечаем в этом году 10-летие  «Свежей краски». Трудно поверить, ведь я помню первую… Чем отличается  нынешняя, юбилейная, ярмарка?
- Отличается,  прежде всего, особыми проектами к 10-летию. Мы сотрудничаем с несколькими посольствами - Дании, Норвегии, Швеции, Великобритании. Потому, на сей раз, у нас будут представлены особые международные проекты. И, конечно, проекты, специально заказанные к 10-летию ярмарки,   показывающие связь искусства и того, что происходит в Израиле в целом: от отношения общества к инвалидам до арабо-израильского конфликта. На ярмарке будет также особая инсталляция, посвященная тель-авивскому порту. В общем, будет праздник!

- Каждый год много времени посвящается процессу выбора места для организации ярмарки. Обычно, «Свежая краска» проводится одновременно с новосельем того или иного общественного пространства.
- А на сей раз, мы решили, что 10 лет - это повод оказаться в главном выставочном центре страны.   Десятая «Свежая краска»  будет  проходить в Выставочном центре - Мерказ ха-Яридим. Потому что,  кто есть ярмарка, если не мы? Мы пригласили двух дизайнеров из группы «Prettimess», которые делают для нас особое граффити размером в 1700 квадратных метров. И это граффити останется как подарок от «Свежей краски» Выставочному центру.




- Что из себя представляет современное израильское искусство? О чем оно говорит? Влияет ли на него политика или оно само влияет на политику?
- Думаю, не так много есть художников, которые обладают достаточной смелостью, чтобы открыто говорить  на «горячие» темы, выражать себя через них. Кроме того, для молодого поколения художников характерно обращение внутрь себя, к своим друзьям, к своей жизни.
Я сама очень ценю политическое искусство. Но я каждый год знакомлюсь с тысячами работ, сотнями художниками, потому меня тяжело удивить или поразить. Но я все еще очень хочу быть поражена, удивлена, я именно это ищу - чувство, волнение, интерес. И потому искусство, в котором есть вызов - политика, противостояние - мне особенно интересно.

- Поколение, обращенное внутрь себя, чему оно противостоит?
- «Обращение внутрь» - явление, свойственное поколению «миллинеумов» во всем мире, в том числе в искусстве. Очень часто, когда я спрашиваю об этом самих художников, они отвечают - я занимаюсь тем, что мне близко: мое окружение, моя семья… Изучение собственного тела в искусстве. Не использование тела, а самосозерцание. Это во многом самоискание: что я могу сказать о себе, а не о внешнем мире. С одной стороны, это очень личное искусство отделяющихся от всего внешнего индивидуумов, с другой - универсальное. Одиночество, трудности, «я» в противостоянии с внешним миром, семьей, родителями…  Это все, что каждый из нас переживает, но художники умеют это выразить лучше.

- Ты задаешь художникам простые вопросы - почему ты используешь эту краску, эту форму? Зачем ты заворачиваешь предметы в мокрую бумагу?
- Да, задаю. Но самое интересное это не увидеть просто красивую картинку, а послушать, как художник рассказывает, почему она появилась, что за ней стоит, что она для него значит.

- Раз! Ты сказала, что после стольких лет знакомства с работами разных художников, а ты посетила практически все студии в Израиле, ты испытываешь чувство пресыщения. И все-таки всякий раз находится что-то свежее, глоток воздуха. Так ли это?
- Да, это так.  Каждый год десятки интервью и каждый год десятки открытий. Художники - это особенный народ. Это поразительно. Ты слушаешь их, задаешь вопросы, и будто бы все похоже - я, семья, алия, друзья… Но у художников их способность самовыражения, откровения, другого взгляда на мир настолько отличается от общепринятого, что это всегда заново удивляет.

- Просматривая списки участников каждый год, я вижу в них много новых репатриантов. Многие  в своем искусстве возвращаются к своим корням, хотя приехали в Израиль будучи совсем детьми. Почему?
- Это идет из семьи: их родители - «русские», дома много русской культуры, быта, ковров, еды… С другой стороны, родители старались внушить детям, что они теперь - часть израильской культуры и общества, а сабры их отталкивали, называли «русскими», и этот диссонанс - прекрасная почва для художника. Художник всегда ищет внутри себя, и он находит глубокий колодец, а в нем спрятаны и его самоидентификация, и его алия, и попытки прижиться на новой почве, и трудности, стыд… Все мы, бывало, стеснялись своих родителей, но для «русской» алии это отдельный процесс, и сейчас происходит его осознание…

- Разве не для каждой алии это характерно?
- Думаю, в меньшей степени. Я хорошо помню, как репатрианты из России появились в моей школе. И я вижу, как сейчас идет переосмысление - гордость за свою «русскость»: русская еда - это круто, праздника «Новигод» уже не стесняются, говорить по-русски стало модно. И художники теперь хотят гордиться своим происхождением. Это не тренд, а «reclaiming», «исправление» - осознание своего место в мире. У нас много таких участников…



Раз Шапира на ярмарке «Свежая краска»

- Расскажи, пожалуйста, о ваших специальных художественных проектах.
- Их много, но самый интересный - это выставка «Десятилетие». Мы обратились ко всем выпускникам всех наших «теплиц» за все эти годы, всего 450 человек, с просьбой предоставить нам работы специально для этой выставки. Нам  прислали потрясающие работы, мы выбрали 10 художников, которых сопровождали с самого начала их пути, 8-9 лет назад, и сегодня мы гордимся, что они представлены в самых известных галереях, во всем мире.
Пять из шести обладателей престижнейшей художественной премии Раппопорта за последние годы - выпускники нашей «теплицы». Персональные выставки в музеях, самых известных галереях в Израиле и за рубежом, выставки в Тель-Авивском Музее, великолепные групповые выставки, самые громкие премии… Мы были первыми, кто их открыл широкой публике.

- На ярмарке тоже есть премии?
- Есть «Премия куратора». «Свежая краска» покупает удостоенную этой премии работу, а художник получает еще и денежный приз. Есть и «Премия молотка». Работы, отмеченные этой премией, выставляются на аукционе Сотбис в Нью-Йорке, и художник получает все вырученные за продажу его работу деньги.

- А что означает «коллекция «Свежей краски»? Где физически она находится?
- У нас нет постоянного выставочного пространства, но эта коллекция - собственность ярмарки. Мы работаем 10 месяцев в году, и потому давно хотим завести свое постоянное выставочное пространство и выставлять там как и нашу коллекцию,  так и делать различные выставки. Пока это на уровне идеи, но и «Свежая краска» когда-то была только идеей.

- Нужна не только идея, но  еще и везение…
- Я часто думаю, как мне повезло. Я осуществляю свою мечту - с тех пор, как пришла на «Свежую краску-2» и мечтала о том, кем я стану через несколько лет. Ты же знакома с нашей командой. Работать в такой команде - умных, эмоциональных, ответственных людей - это огромное удовольствие! Мы все считаем, что на нас возложена ответственная миссия, я каждый год вновь чувствую себя «нянькой» всех художников, которых опекаю. У меня дома много работ разных художников, с которыми я дружу, и как минимум пять со «Свежей краски». И я, и другие кураторы покупают работы на ярмарке - мы же воспитываем нашу публику, сами являясь  примером.

- Значит, «Свежая краска» - это место не только для начинающих художников, но и для начинающих коллекционеров.
- Каждый год мы расширяем круг тех, кто впервые приобрел произведение искусства. Тот, кто решается на этот шаг, кто вдруг понимает, что он может это себе позволить, а наша задача - создать тому наиболее благоприятные условия.

******

Ярмарка «Свежая краска 10» будет проходить с 26 по 30 апреля в Мерказ ха-Яридим - в выставочном комплексе «Ганей Тааруха» в Тель-Авиве в павильонах 11, 12, 13 и 14.
Четверг, 26/04/18 20:30-23:00 - вечер открытия. Пятница, 27/04/18 10:00-18:00. Суббота, 28/04/18 10:00-22:00. Воскресенье, 29/04/18 17:00- 22:00. Понедельник, 30/04/18 17:00 -22:00

Экскурсии по выставке на русском языке состоится в воскресенье, 29 апреля с 20:30 до 21:15. Стоимость экскурсии - 55 шекелей. Всем участникам экскурсий выдаются персональные наушники. Заказ экскурсии - здесь.

Страница выставки в фейсбуке - https://www.facebook.com/freshpaint

Сайт выставки - www.freshpaint.co.il

Все иллюстрации предоставлены пресс-службой ярмарки «Свежая краска»

выставки

Previous post Next post
Up