Контуры карты как тиснение памяти: как прочитать карту Израиля между линиями

Mar 06, 2018 13:10



Верхнее фото - фрагмент работы Гиля Вайнштейна "Нахалаль"  (Фото - Авраам Хай).
В преддверии 70-летия Независимости Израиля, музей Эрец-Исраэль в Тель-Авиве (MUSA) открывает серию выставок, которые расскажут посетителям о многогранности нашей страны. Первая выставка под названием «Карта Израиля - читаем между линиями» открыта с 6-го марта и продлится до 31 июля 2018 года (торжественное открытие - 15 марта). На выставке будут представлены  150 работ 50  известных израильских художников.  Куратор выставки - Батья Донер.

Работа Давида Тартоковера
Карта - это схема, символизирующая целостность Израиля и, в то же время, напоминающая о разнообразии природы, пейзажей, ароматов и вкусов растений нашей страны. Карта для пикников, карта культуры и искусства, карта как воспоминание и красочное отражение  очарования одной из самых увлекательных стран мира. Карта  модель, образец пейзажа,  символическая  идею чувства принадлежности. В работах,  представленных на выставке, отражены  взаимоотношения между ландшафтами, картой Израиля и представлениями художников о культуре и искусстве.

Именно это сочетание схематической и эмоциональной подоплеки карты нашло выражение в оригинальных работах таких признанных мастеров, как Михаэль Сеген-Коен, Миха Ульман, Давид Тартаковер, Циби Гева, Галь Вайнштейн, Эфрат Натан, Дганит Берест, Фрид Абу-Шакра, Зоя Черкасская, Шариф Вахад, Арман Литман и другие.

Карта показывает нам, где находится объект, и как до него добраться. Вместе с тем, у карты существует и символическое значение, так как она подтверждает фигурально существование тех или иных мест, определяет пространственные связи между ними. Отсюда и многочисленные выражения на иврите, связанные со словом «мапа» (карта) - «положить что-то на карту», ​​«удалить с карты».  Но иногда карты теряют актуальность и превращаются в символику исторических событий. Карат может быть динамичной,  а может застыть подобно мифу, стать предметом из прошлого, темой споров для историков и политиков.

Проект Эстер Коэн "Учебный атлас"
Куратор Батья Донер говорит: «трудно избежать политических дискуссий, когда речь идет о карте Израиля. Однако, можно рассматривать произведения искусства, связанные с картой Израиля, в отрыве от стандартной реакции на те или иные политические разногласия. Произведения искусства дают нам возможность отключиться от злободневного и задуматься о связи человека с этой землей. Это выставка - анти-клише. Она - анти-политическая, анти-концептуальная. Но она показывает  связь человека и дома, метафоры и пейзажа.  Эта выставка говорит о  классических источниках, об утопии и саботаже, о культурном ландшафте и коллективном сознании; о двойном тиснении памяти -  памяти поколений,   о ретроспективе, об общности памяти и истории».

Таковы работы Ори Рейзмана, Авраама Офека и Михи Ульмана. В своем произведении другая художница - Эфрат Натан - как бы поднимает с земли знаменитую «палатку» первых поселенцев и превращает ее в некий символ героического прошлого. Работа Тартаковера «Прекрасная страна» возвращает наблюдателя в идеалистичное прошлое Израиля и, в то же время, подтрунивает над ним. Другие работы, представленные на выставке, затрагивают такие темы, как история кибуцей и  мошавов, выселение жителей Гуш-Катифа, меняющиеся границы, значение Зеленой черты, связь карты с историей и т.д.

Д-р Дебби Хершман, куратор выставок в MUSA: «Наш музей представляет разные и многогранные проявления израильской культуры в прошлом и настоящем. Новая серия выставок затрагивает такие сферы, как археология, этнография, прикладное искусство, живопись, фотография».

На выставке будут проводиться творческие встречи, дискуссии и экскурсии. Подробности о датах их проведения - на сайте музея: http://www.eretzmuseum.org.il/

Страница музей в фейсбуке на русском  языке -  https://www.facebook.com/eretzmuseum.muza.telaviv/

Все иллюстрации предоставлены пресс-службой музея Эрец-Исраэль  (MUSA)

МУЗЕЙ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ, МУЗЕЙ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ (MUSA), музеи, musa, выставки

Previous post Next post
Up