«Послания». Четвертый концерт серии «Открытия» Ансамбля 21 века

Apr 14, 2017 16:18



«Послания». Четвертый концерт серии «Открытия» Ансамбля 21 века

В концерте (6 мая в Тель-Авивском музее искусств и 7 мая в Центре музыки в Иерусалиме) прозвучит произведение 91-летнего венгерского еврейского композитора, живого классика Дьёрдя Куртага - «Послания покойной Р.В. Трусовой» для сопрано и камерного ансамбля (Messages of the Late R. V. Troussova for soprano and chamber ensemble) при участии сопрано Юлии Хеннинг, а также ансамбля, где помимо духовых и струнных звучат фортепиано, арфа, челеста, ударные, мандолина и даже цимбалы. В этом же концерте прозвучат премьерных сочинения израильского композитора Ари Бен-Шабтая и итальянского композитора Федерико Гарделла, написанного специального для израильского тромбониста Бенни Случина, который также примет участие в концерте. Дирижер концерта - Жолт Надь, главный дирижер Ансамбля 21 века.

Центральное произведение программы - «Послания покойной Р.В. Трусовой» для сопрано и камерного ансамбля одного из выдающихся композиторов нашего времени венгра Дьёрдя Куртага, которое будет исполнено сопрано Юлией Хеннинг и необычным камерным составом - мандолина, арфа, цимбалы, струнные и духовые инструменты Ансамбля 21 века. Именно это произведение сделало Куртага мировой знаменитостью и вызвало всплеск интереса к его музыке. И именно это произведение, исполненное впервые в 1981 году в Париже ансамблем «InterContemporain» под руководством самого Пьера Булеза, считается одним из его шедевров Дьёрдя Куртага. Куртаг известен своими музыкальными миниатюрами: «Послания» включают21 миниатюру, исполняемые на русском языке.

Римма Далош, чьи стихи легли в основу цикла «Послания покойной Р. В. Трусовой» для сопрано соло и ансамбля - советская поэтесса, уехавшая в Венгрию в 1970-м году с мужем, венгром-диссидентом, с которым она познакомилась во время учебы в Московском университете. Цикл Куртага, появившийся в 1981 году, вызвал огромный интерес к личности поэтессы, которая не предназначала свои стихи для печати. Позже стало известно, что персонаж «Р. В. Трусова», который считали вымышленным, - не что иное, как второе «я» Риммы Далош. Таким образом, поэтесса дистанцировалась от своей жизни в Советском Союзе. Цикл Куртага на стихи Далош рисует портрет одинокой, покинутой женщины: «За все, что мы сделали с тобой когда-то, расплачиваюсь я». Двум десяткам стихотворных миниатюр, составивших цикл, соответствует столько же стилистических моделей: каждая из частей намекает то на Малера, то на Стравинского, то на Бартока, то на Моцарта, объединяет же их отчаянное  настроение героини.
Концерт также включает в себя две мировые премьеры: «Энигма» одного из старейших израильских композиторов Ари Бен-Шабтая и «Лабиринт голосов» итальянского композитора Федерико Гарделла, написанная для ансамбля и тромбона, специально для тромбониста Бенни Случина, принимающего участие в этом концерте.
Тромбонист Бенни Случин - один из основателей уже упомянутого ансамбля «Ensemble Intercontemporain». Композиторы всего мира создавали и продолжают создавать произведения специально для этого выдающего музыканта.



Сопрано Юлия Хеннинг

Сопрано Юлия Хеннинг из Германии - известная вокалистка, часто исполняющая современную музыку, оперный репертуар и Lieder всех стилей. Она работала с Лючианом Берио, Дьёрдем Kуртагом и многими другими современными композиторами,выступала с ведущими оркестрами и ансамблями и стала известной во многим именно благодаря сочинениям Куртага и совместной работой с «Ensemble InterContemporain».

Дьёрдь Куртаг - один из крупнейших и наиболее самобытных композиторов последних десятилетии, отметивший в прошлом году свой 90-летний юбилей. Его искусство во многом сформировано духом Центральной и Восточной Европы, впитав также связи со многими музыкальными, языковыми и национальными культурами - в том числе и с русской. Особенное значение в его музыке имеют слово и человеческий голос. Композитор владеет множеством языков; ему принадлежат произведения на слова Сапфо, Гёльдерлина, Блока, Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой, Риммы Далош, Аттилы Йожефа, Яноша Пилинского, Кафки, Беккета, проповедей Петера Борнемисы. Столь же широк круг музыкальных миров, которые скрещиваются в его творчестве: важное место у Куртага занимают аллюзии, цитаты, парафразы, посвящения, приношения, послания и эпитафии, чьими адресатами являются композиторы прошлого и современники. В его музыке преобладают малые формы, создаваемые с особой тщательностью. Музыкальный микрокосмос Куртага (вдохновлённый примером Бартока) воплотился в многолетнем творческом проекте под названием «Игры» - циклах миниатюр для фортепиано.

Куртаг родился в 1926 году в Лугоже (румынский Банат) в еврейской семье, чьим родным языком был венгерский. Начинал учиться музыке в Темешваре, где написал первые сочинения. В 1946 году в Будапеште поступает в Музыкальную академию имени Листа и оканчивает её по классу композиции, фортепиано и камерного ансамбля. В 1948 году получает венгерское гражданство.

В 1957 году после подавления антикоммунистического восстания в Венгрии Куртаг уезжает на год в Париж, где занимается у Дариуса Мийо и Оливье Мессиана. Посещает также Кёльн, где знакомится с электронными сочинениями Штокхаузена. В Париже Куртаг встречается с психотерапевтом Марианне Штейн, которая помогает ему преодолеть тяжёлую депрессию, впервые знакомится с современной западноевропейской музыкой. Созданный вскоре Струнный квартет (1959) Куртаг помечает как «опус 1» - притом, что ему было уже 33 и в его багаже имелось немало сочинений. Первый опус он посвящает Марианне Штейн. (Спустя почти тридцать лет он ей же посвятит «Фрагменты из Кафки».)

Несмотря на ужесточение политического режима в Венгрии, композитор возвращается домой. В 1958-1968 гг. работает концертмейстером в Школе искусств имени Бартока в Будапеште, а затем - в Венгерской национальной филармонии. В 1967-1993 годах преподаёт камерный ансамбль в Будапештской музыкальной академии.

В 1993 году Куртаг уезжает в Берлин, где сотрудничает с Филармоническим оркестром и Клаудио Аббадо как «композитор в резиденции». В 1995 году переезжает на год в Вену, где ведёт мастер-классы в Концертхаусе. Получив в 1996 году приглашение в Нидерланды, в течение двух лет является почётным профессором Гаагской Королевской консерватории, сотрудничает с Нидерландской оперой, оркестром Консертгебау и Шёнберг-ансамблем. В 1999 году принимает приглашение ансамбля InterContemporain и Парижской консерватории, где преподаёт на протяжении двух лет. В настоящее время живёт в Будапеште.



Дирижер Жолт Надь

Жолт Надь - венгерский дирижер и педагог

Окончил Будапештскую академию музыки. По завершении курса на протяжении ряда лет участвовал в мастер-классах Петера Этвёша, затем в 1990-1995 годах работал помощником Этвеша в Институте новой музыки Высшей школы музыки Карлсруэ. В дальнейшем также участвовал в различных международных мастер-классах и других проектах Этвеша.

В 1999 году Надь начинает сотрудничать в Израиле с «Ансамблем 21 века», специализирующемся на исполнении современной академической музыки. В своей работе с другими музыкальными коллективами по всему миру Надь также предпочитает современный репертуар. С 2002 года он стал профессором Парижской консерватории по классу дирижирования.

«Ансамбль 21 века» был основан в 1991 году Даном Юхасом и Замирой Луцки с целью исполнения лучших камерных произведений ХХ столетия, большинство из которых до этого не звучало в Израиле. Его музыканты в большинстве своем играют в Иерусалимском симфоническом оркестре, многие из них известны в Израиле и за рубежом. Наряду с классикой 20 века в концертах «Ансамбля 21 века» звучат произведения израильских композиторов, которые он регулярно заказывает. Ансамбль, насчитывающий сегодня 14 музыкантов, лучших израильских исполнителей, регулярно выступает и делает записи на Израильском радио, участвует во многих европейских фестивалях. Он также занимается популяризацией современной музыки в общеобразовательных школах Израиля. Ансамбль, считающийся ведущим в Израиле ансамблем современной музыки, поддерживают многие фонды и Министерство культуры Израиля, он сотрудничает с Израильским музыкальным центром. С ансамблем выступают лучшие зарубежные солисты и дирижеры. А сам ансамбль часто приглашают выступить на различных международных фестивалях.
В 2005 году ансамбль открыл в Яффо свой центр современной музыки и искусства - зал «ха-Тейва» («Шкатулка») в «Хацрот Яффо» на бульваре Иерушалаим, 19 (http://www.hateiva.com/). «Ха-Тейва» - место для исполнения современной академической музыки различных стилей и представлений в других жанров - кино, танца, видео, компьютерных технологий и др. «Ха-Тейва» сотрудничает со многими европейскими центрами - такими, как парижский Центр Помпиду, центр электронной экспериментальной музыки во Фрайбурге и другими. В центре «Ха-Тейва» инициировали немало творческих встреч между художниками разных направлений и он стал заметным и важным фокусом художественной жизни Израиля. В последние годы «Ха-Тейва», помимо зала для выступлений, также стал центром электронной и дигитальной музыки».

Ансамбль 21 века. «Послания»

Тель-Авивский музей, суббота, 6 мая, 21:00. Стоимость билетов - 110 шекелей. Телефон для заказов - 03-6077070. Иерусалим, Центр музыки Мишкенот Шеананим, воскресенье, 8 мая, 20:00. Стоимость билетов - 40-60 шекелей. Телефон для заказов: 02-6241041.

Дирижер - Жолт Надь.

Юлия Хенниг - сопрано.
Бенни Случин - тромбон.

В программе:

Ари Бен-Шабтай. Энигма.
Федерико Гарделла. Лабиринт голосов.
Дьёрдь Куртаг. Послания покойной Р. В. Трусовой.

Сайт Ансамбля 21 века - www.ensemble21.org.il

«АНСАМБЛЬ 21 ВЕКА», БЕННИ СЛУЧИН, концерты, гастроли, ДЬЁРДЬ КУРТАГ, ПОСЛАНИЯ ПОКОЙНОЙ Р. В. ТРУСОВОЙ, классика, РИММА ДАЛОШ

Previous post Next post
Up