Нужна ли ностальгия в фотографии? «Бен Лам: Маня, Вера, Пола»

Mar 12, 2017 17:16




«Бен Лам: Маня, Вера, Пола» - новая выставка в Музее Иланы Гур. С 17 марта по 20 апреля 2017 года (куратор - София Декель-Каспи)

«Каждому интересно знать, что остроумные, красноречивые люди будут думать о месте, где они живут, когда годы рутины, ограничений и привязанностей притупят их зрение…»

Дан Цалка. «Тысяча сердец»


Замечательная выставка - редкий подарок для посетителей - открывается 17 марта в Музее Иланы Гур. Выставка гуру Fashion photography в Израиле, знаменитого Бена Лама, отошедшего от дел в 2010-м году, но продолжающего занятия фотографией, сосредоточившись в последние годы на съемке портретной и архитектурной. Его выставка в Музее Иланы Гур, названная «Маня, Вера, Пола» - на деле съемка портретов домов, портретов их хозяев в очень неожиданном ракурсе - через их вещи, их пространство.




Ванная комната, швейный уголок, чернильный набор, кухонная вешалка для полотенец, комната отдыха - одновременно скромная и комфортабельная, письменный стол и облицованная деревянными панелями библиотечная комната - это только часть того, что представлено на серии работ Бена Лама,  на ряде фотографий, зафиксировавших быт трех семей, уклад трех домов. Первый принадлежал Хаиму Нахману Бялику и его жене Мане (построен в 1925 году). Второй - это резиденция первого президента Хаима Вейцмана и его жены Веры в Реховоте (1935). Завершают список два дома первого премьер-министра и министра обороны Давида Бен-Гуриона и его жены Полы, один из которых находится на бульваре Бен-Гурион в Тель-Авиве (1930-1931), а второй, небольшой дом - в кибуце Сде-Бокере в Негеве (1953). Все эти дома стали музеями, вещи в них находящиеся - экспонатами, а фотографии, сделанные Бен Ламом - историческими документами.




Эти три семьи неизмеримо  повлияли на становление и развитие государства Израиль. Бен Лам фотографировал убранство комнат, одежду, предметы, которыми пользовались каждый день, то есть ежедневный быт - и тем самых отдал дань уважения тем, без кого, возможно, не существовало бы современного Израиля. Вот письменный стол и чернильница Бялика, пишущего «Агаду»; вот место, где сидел Бен-Гурион, когда ел похлебку «куц-муц», приготовленную любимой женой Полой; вот духи, которые Вера Вейцман привезла с собой из Великобритании на Ближний Восток.

Культурное влияние окружения - окружения прошлого и современного им - обусловило формирование вкусов трех семей. Архитектура и интерьеры их домов были (и остались в музее) различны, но в чем-то и схожи: модернизм семьи Вейцман; эклектика, граничащая с экзотикой, у Бяликов; стиль, который сегодня можно назвать ранним израильским, у Бен-Гурионов.

Традиционные ориентальные мотивы в росписи камина и висящие напротив картины современников - эклектика стала основой дизайна дома Хаима Нахмана и Мани Бяликов.

Быт Давида и Полы Бен-Гурионов был простым. Собранные и строгие на публике, дома они окунались в атмосферу тихого уюта.

На момент знакомства с Верой Кацман у ученого и первого президента Израиля Хаима Вейцмана была невеста - Софья Гецуба. Однако истинные чувства и своенравный характер Веры победили, и она стала первой леди Израиля.




Нет такого уголка, куда бы ни направлял объектив своего фотоаппарата Бен Лам. Он умел тактично приподымать покровы личного пространства и давать зрителям возможность заглянуть в дом, то есть в какой-то мере и в душу публичных, общественных фигур. Он делал эти снимки днем, при естественном освещении - кажется, еще миг, и в кадре появятся сами хозяева. Неровно висящие полотенца, небрежно брошенные подтяжки, забытые на кровати шляпа и трость, недочитанная книга, сервированный стол, приоткрытый шкаф, непогашенная  лампа на письменном столе - жизнь этих домов продолжается уже без своих владельцев на снимках Бен Лама.

В 2010-м году Бен Лам решил, что после 50-летней профессиональной деятельности он может уже и отойти от дел, но, сохранив свою студию в промышленной зоне Петах-Тикве, продолжает занимаеться архивами и выставками, в том числе и той, о которой идет речь. Зимой 2016 года выставка «Маня, Вера, Пола» была представлена в Доме Художников в Иерусалиме, а с 17 марта и до 20 апреля будет демонстрироваться в Музее Иланы Гур в Яффо.

Бен Лам… Имя легендарное в мире фэшн-фотографии в Израиле. Он знал всех супермоделей своей эпохи, они практически стояли к нему в очереди - от знаменитой израильской супер-модели Тами Бен-Ами до американки Тайры Бэнкс. Он занимался не только чисто фотографией, но и рекламой, продюсированием показов мод и каталогов, периодическими изданиями, став одним из тех, благодаря кому фэшн-фотография в Израиле превратилась практически в искусство, пусть и связанное с коммерцией…




Все крупные израильские дизайнеры и в первую очередь Гидеон Оберзон (Бен Лам снимал для каталогов «Готекса» два десятилетия), а также Дорин Франкфурт, Михаль Негрин, Ронен Хен - все привлекали его к сотрудничеству. Бен Лам по прежнему дает интервью, ведет семинары, продолжает поразительно увлекать рассказывать о том, что было - а было очень много, и рассуждать на тему того, что такое настоящая фэшн-фотография. Он занят сейчас документальными проектами, делает портретные серии - спортсменки, черно-белая серия снимков эфиопских евреек; архитектурные циклы  - от парижского района Дефанс до переулков старой Праги и металлических остовов уходящих в небо офисных новостроек в Герцлии. И на этих снимках уже нет людей, ни одного человека. А по его интерьерным фотографиям на выставке в Музее Иланы Гур - тоже без единого человека в кадре, но наполненных тенями прошлого, легко увидеть характер тех, кто из этих интерьеров уже ушел, хозяев тех вещей, что запечатлены на снимках - удивительных снимках в наше время глянцевого гламура, пост-пост-модернизма и фотографий мобильными телефонами. «Сейчас фотография очень красивая и очень бездушная» - говорит Бен Лам, начавший свою карьеру фотографа тогда, когда остатки обеда, снятые смартфоном и выставленные в инстаграмм, еще не становились произведением визуального искусства.

Бен Лам родился в 1940-м году в Иерусалиме у родителей, репатриировавшихся из Украины и Польши в начале 1930-х годов. Его полное имя  - Бен Цион Альтерман. Бен Ламом он стал куда позже - так было удобнее подписывать фотографии. После окончания средней школы, где он в основном увлекался изучением ТАНАХа, он присоединился к ядру НАХАЛ в кибуце Керем Шалом.



Бен Лам. Фото: Хилит Кадури

В 1961 году, за день до службы в армии, он был ранен, когда миномет взорвался в его руках во время военной подготовки, и в течение многих месяцев Бен Лам был госпитализирован  в больнице «Шиба». После многих операций и длительной реабилитации его правая рука осталась частично парализованной, покалеченной, два пальцы были ампутированы, но это физическое ограничение стало причиной того, что позже он смог развить свою технику фотографии. В 1962 году он с юной женой Эстер улетели в Лондон, где Бен Лам начал занятия в одной из лучших школ фотографии того времени - в «Полтитехник», ставшей позже частью университета «Вестминстер». До тех пор я никогда не покидал страну, только богатые могли себе такое позволить», - вспоминал Бен Лам. Некоторое время он жил в США в эпоху хиппи, что отложило отпечаток на его жизнь. В 1967 году Бен Лам, окончивший «Политехник» с отличием и удостоенный награды «Institute of British Photographers Trophy Award for Highest Excellence in Photography», и его жена вернулись в Израиль. Рекламная отрасль в то время было мало развита, газеты выходили в черно-белом варианте, а раздел моды существовал только в «Хаарец» и вел его Питер Херцог, известнейший фотограф, уехавший в 1970-е годы в США, занявшийся кино и сжегший перед смертью весь свой архив. Бен Лам стал компаньоном модельера Гидеона Оберзона, вместе с которым они открыли школу манекенщиц и начиная с 1972 года Бенн Лам снимал все каталоги «Готекс» на протяжении нескольких десятков лет, создав, по сути, национальный бренд.




В конце 1960-х в Израиле возникла газеты газет «Дувшанит» («Лютик»), через год названная « Ат» («Ты») - первый глянцевый журнал мод в Израиле. Редактором этого журнала в то время был Томи Лапид ( в свое время, когда Бен Лам учился в Лондоне, Лапид был там обозревателем от «Маарива» и Бен Лам, который подрабатывал где только мог, одно время был нянькой при Яире Лапиде, нынешнем председателе партии «Еш Атид». Еще одним его подопечным был внук Марлен Дитрих). Редактор раздела моды журнала «Ат» Двора Левин отвела Бен Ламу колонку, которую он вел бесплатно… Зато это была постоянная рубрика, где он публиковал свои фотографии. В конце 1970-х Питер Херцог уехал из Израиля, Бен Лам занял его место и очень быстро стал известен в мире фотографии моды - и не только в Израиле. Он сотрудничал, к примеру с Пьером Карденом… Стал считаться иконой израильской фэшн-фотографии и работал не только с Тами Бен-Ами (до сих пор знамениты ее снимки в купальнике со «змеиным» узором - Бен Лам не скрывал влияние на него Хельмута Ньютона), но и с Хели Гольдберг, Сапир Кауфман. Он стал одним из первых, кто приглашал манекенщиц из-за заграницы и также одним из первых израильских фотографов моды, снимавших для зарубежных фэшн-изданий. Бен Лам принес в Израиль новый фотографический стиль - движение моделей и тканей в кадре. По сути, он манипулировал этим движением и цветом так же, как сегодня манипулируют фотошопом. Использовал и монтаж, создав ряд снимков под влиянием картин Рене Магритта.



Ностальгия по старой фотографии, безусловно, существует, но оправдана ли она сегодня, когда технологии настолько доступны, а картинки - визуальный образ - главенствует над вербальностью и фотография, как-то и было предсказано, стала основным способом передачи информации? «Философская подоплека фотографии изменились, но все еще далеко не каждый может назвать себя фотографом - говорит Бен Лам. - У настоящего фотографа должна быть цель - достигнуть совершенства в том, что он делает. Мне всегда была важна эстетика. Сегодня же куда более принята анти-эстетика - нечеткость, размытость, изломанность. Я никогда не делал снимок, если он был не в фокусе или если меня не устраивала композиция, если что-то на мой вкус не было превосходно».



Когда речь шла о моде, то в глазах Бен Лама превосходно должно было быть всё: каждая деталь, свет, жест, постановка. «Я не верю ни в какие правила в фотографии - говорил Бен Лам, - просто есть вещи, которые очень важны. Мода была другой, мы вдохновлялись моделями, выбирал место съемки в зависимости от рисунка на ткани, ландшафт в зависимости от орнамента. Когда увлечение технологиями пройдет, то снова начнут искать качество, необычность, свежесть. На самом деле я не очень рад тому, что прекратил заниматься фэшн-фотографией, но меня не устраивало, что очень многие вмешивались в процесс съемки - от стилистов до визажистов. Мне необходима полная самостоятельность. И потому я и занялся архитектурной и интерьерной съемкой - тем, чем давно хотел заниматься. На самом деле, фэшн-фотография и фотография архитектуры схожи. Я подустал от ярких цветов на купальниках «Готекс». Может, если я бы работал с зарубежными Домами Моды - например Александра Маккуина, я бы еще остался в фэшн-индустрии. Но, ежедневно надо начинать что-то новое, находить что-то для себя интересное. Так я и делаю - и потому у меня нет никакой ностальгии. В 25 лет я думал, что продержусь в фэшн-фотографии до 40, но перестал ей заниматься лишь в 68 лет… ».
Сегодня Бен Ламу 77 лет и он продолжает снимать - для себя, для души… И для нас.

Выставка «Бен Лам: Маня, Вера, Пола» в Музее Иланы Гур. продлится до 20 апреля (впервые эта выставка была представлена зимой 2016 года в Доме Художников в Иерусалиме). Куратор - София Декель-Каспи.
Сайт Музея Иланы Гур - http://www.ilanagoormuseum.org/
Страница Музея Иланы Гур в фейсбуке - https://www.facebook.com/ilanagoormuseumoldjaffa
Страница мероприятия - https://www.facebook.com/events/1825671534349747/

Текст подготовила Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-отделом Музея Иланы Гур

Музей Иланы Гур, выставки, Бен Лам

Previous post Next post
Up