Интервью с режиссером Ноамом Пинхасом о фильме «
Волшебное королевство папы Алаева», или Старая семья в новом мире.
Документальный фильм «Волшебное королевство папы Алаева» продолжает показываться в израильских кинотеатрах и по всему миру на международных фестивалях, где этот фильм удостоен уже немало наград. Фильм - очень теплый, очень добрый, фильм о семье и о музыке, об изменениях и о дорогах, которые мы выбираем. Звучит немного патетически, но так оно и есть, потому что этот фильм - еще и об эмиграции большой еврейской семье из Средней Азии, репатриировавшейся в Израиль. О репатриации, увиденной с другой стороны глазами молодых израильтян - двух сорежиссеров фильма, Таль Барда и Ноама Пинхаса, небольшое интервью с которым и предлагается ниже.
- Ноам, почему семья Алаевых настолько привлекла ваше внимание, что вы решили снять о них фильм. Решили и снимали четыре года! Почему это было настолько притягательно?
- Потому что мы - Таль Барда и я - открыли для себя новый мир: мир семьи, музыки, воспитания, дисциплины, образования. Открыли, абсолютно не подозревая, что нас ждет. Поначалу нам казалось, что мы снимаем фильм о патриархальной семье с жесткой властной структурой. Но потом мы поняли, что эта семья меняется, как меняется и их музыка. А вот что остается неизменным - так эта любовь внутри этой семьи. Так что у нас получился фильм об изменениях, которые неизбежны. Но в этом случае я вижу только позитивные, только положительные изменения.
- «Волшебное королевство папы Алаева» - фильм, который не отпускает. Стоит начать его смотреть и уже не оторваться от экрана. Собственно говоря, я посмотрела его уже два раза и, возможно, посмотрю еще. Как и в любой семейной саге (к тому же так красиво, изящно снятой), в нем можно увидеть и услышать ответы на многое, у всех возникающие вопросы, найти параллели своим проблемам. И, конечно, это еще и история музыки...
- Так оно и есть. Сначала была музыка, Таль Барда услышала их игру, их музыку на концерте в Тель-Авиве, и именно музыка привела нас к решению сделать кино о семье Алаевых, как об ансамбле, в игре которого сочетается старое и новое, традиции и электронные ритмы, Запад и Восток. Но нет - все это избитые фразы... Пожалуй, нас привлекла невероятная жизненная сила этой музыки, этой семьи. Они все время на сцене, они все время в движении, они все время вместе. И нам стало интересно, как живет эта семья и как устроен их ансамбль? Кто кому подчиняется? Как сочетается сцена и дом? Что происходит за кулисами? В чем особенность этой удивительной семьи? Каждая семья - уникальна, но у Алаевых - поверьте мне - есть что-то еще помимо такой вот индивидуальной идентификации...
- А что именно это «еще»?
- Это мы и пытались понять и показать, снимая четыре года наш фильм.
- Алаевы на сцене так давно.... Казалось бы, уже могут почивать на лаврах. Но нет - они все время меняются, все время ищут, пишут и исполняют новую музыку. Возможно, эти постоянные изменения и есть то самое «ещё». Они не боятся меняться... Кстати, очень полезное качество характера, свойственное, увы, далеко не всем.
- Они не боятся изменений, несмотря на вековые традиции их музыки. И это хорошо понимает и сам патриарх - Ало Алаев. Они не отказываются от корней, от привезенного багажа, но играют по-другому и для другой публики, потому что они так хотят - хотят играть для всех! Это нелегко, но у них это получается блестяще.
- Очень не хочется применять клише газетных заголовков, но придется: фильм «Волшебное королевство папы Алаева» - доказательство того, что этой семье удалось не дать себя затянуть в трясину эмигрантского гетто? Как они смогли вырваться из этого болота - зачастую уютного..? Таланту тесно всегда, в любых рамках?
- Для Ало Алаева рамок в творчестве нет. Он их и сохраняет и меняет благодаря харизме, силе духа и, конечно, таланту, желанию творить музыку. Нелегко понять, что на первом месте - семья или музыка. У старшего поколения это неразделимые понятия, у молодых - уже иначе. Ало Алаев объездил весь мир, он играл во всех странах, он принял решение об отъезде семьи в Израиль, и именно он - незыблемая скала - принимает постепенно решения и о музыкальных изменениях. Через своего менеджера они связались с Тамиром Мускатом - известным израильским продюсером, занимающимся музыкой мира, балканской музыкой, сближением музыки Востока и Запада. Мускат посоветовал Алаевым добавить электронных битов, обратиться к другой аудитории. Они не побоялись рискнуть и нашли правильную аудиторию - молодую, открытую, любопытную, заводную и очень доброжелательную. Они играют то, что называют «кавказским грувом», азиатским модерном. Впрочем, не важно, как это называют - в любом случае это прекрасная музыка.
- Один из эпизодов фильма снят в «Контейнере» - пабе в яффском порту, где выступает Цвика - внук Ало Алаева. На мой взгляд, он поет в стиле «джаз на костях» - то есть едва ли не подпольно, борясь с запретами деда, на грани разрешенного. Он поет так, будто борется с цепляющим его старым капканом за прыжок в новый мир - в этом смысл его выступления.
- Это вышло не специально. Мы не пытались задать определенную линию ни одному из героев. Просто они все - очень особенные, и хотели мы того или нет, в фильме это проявилось.
- Ноам, ты упоминал, что Алаевы - еще и прекрасные актеры. Как вы работали вместе? Они играли перед камерой или были раскрепощены? Насколько свободно и искренне выражали свои чувства, свои эмоции? Уходили в себя или немного рисовались?
- Когда я сказал, что все наши герои - актеры, то имел ввиду то, что они - очень театральны. То, как они держатся, манера речи (каждое слово - весомо), осанка, оточенные жесты - все это очень театрально и одновременно очень естественно. Обратите внимание в фильме на их язык тела. Актеры обдумывают игру на сцене, а наши герои - каждый шаг, каждую ноту. Они - актеры по жизни. Мы не снимали новостной сюжет или реалити-шоу, мы делали фильм о семье - и фильм этот получился очень достоверный. Мы провели с ними четыре года - дома, в поездках, на концертах. В какой-то момент нас перестали замечать - замечать как посторонних. Нам было комфортно вместе: при нас дремали, играли с внуками, готовили, болтали.
- Вы стали частью дома?
- Да. Иногда мы приходил без камер. Отмечали вместе дни рождений, праздники. Мы до сих пор каждый день говорим по телефону. У нас была и есть общая цель - этот фильм и музыка. Алаевы стали частью моей жизни, частью, которая продолжалась 4 года и еще не завершена.
- А как на тебя лично повлияли съемки этого фильма? Изменилось ли твое отношение к репатриантам? Точнее к тем, кого раньше ты мог бы считать чужаками.
- До съемок этого фильма я олицетворял сам для себя типаж «ашкеназ-кибуцник-новый израильтянин». А во время работы над фильмом открыл для себя новые культурные ценности - не только музыкальные, но и семейные. Мы были слишком циничны и забыли о том, что такое крепкая семья. И еще - я не побоюсь оказаться дидактичным, потому что сам вырос в вольных условиях - я понял, как важно и необходимо иногда быть твердыми с детьми. Твердость - это часть ответственности. И, конечно, я понял, что такое эмиграция, репатриация. Мы показывали этот фильм на кинофестивале в Перми - там я вдруг осознал, каково это: бросить всё, подняться и уехать в другую страну. Этот фильм оказался очень важным - для меня лично и моей семьи, а не только для моей карьеры. За время съемок изменились не только Алаевы и их музыка - изменились и мы, мы перестали быть циниками...
Расписание показов фильма «
Волшебное королевство папы Алаева» в Тель-Авивской «Синематеке» - на сайте
http://www.cinema.co.il/movies/movie.aspx?movieId=14336 Фильм демонстрируется также в «Синематеках» в Хайфе, Иерусалиме, Рош-Пине, Сдероте, Холоне, Тивоне и в других кинотеатрах. Полное расписание показов -
http://www.papa-alaev.com/hakranot Смотреть трейлер -
https://vimeo.com/165755435 Страница фильма в фейсбуке -
https://www.facebook.com/thewonderfulkingdomofpapaalaev/Сайт фильма -
http://www.papa-alaev.com/ Маша Хинич