Со 2 июня по 28 июля 2016 года. Участники: Гастон Цви Ицкович, Дор Гуэз, Зохар Гутесман, Одед Хирш, Тамир Цадок. Куратор: Ханна Шавив
Музей Иланы Гур, расположенный в здании 18 века в Старом Яффо, первым делом ассоциируется с историей и археологией - хотя бы из-за своего местоположения и вида. Неудивительно, что новая выставка в нем - «Дух места» - посвящена израильской археологии и истории. Точнее искусству, отражающему отношение современных художников к истории и к археологии - и как к областям знания, науки, и как к способу постигать окружающий мир, возможности выразить свой взгляд на происходящее, на стереотипы и открытия, каноны и ниспровержения.
Участники выставки в своих работах ищут связь между историей и местом, судьбами своих предков и осмыслением археологических открытий, искусством и текстами, описывающими отцов-основателей, связь между фальсификацией и мифом. Впрочем, не выдумка ли все это? - ведь так модно, и так удобно, и так нужно ныне ниспровергать мифы, чтобы на их развалинах строить свои личные и немного общие новые истории, которые всегда повторяются. Выставка включает в себя работы 5 израильских художников, затрагивающих такие темы, как история и археология Израиля и соседних регионов Ближнего Востока. Каждая из работ, представленных на выставке «Дух места», ставит перед зрителем ряд вопросов и подвергает сомнению достоверность известных нам научных способов и методов получения знаний об истории стран, народов, человечества.
Одед Хирш. Круг. Фрагмент видео
И, конечно, эта выставка спорит. Спорит с уже привычными понятиями, ведет диспут в музейных залах, где экспонаты новой выставки соседствуют с уже привычными предметами из коллекции Иланы Гур. Спорит с историей, переосмысливая ее, не переворачивая все с ног на голову, но давая новые - художественные - разбор и комментарии к тому, что было, что есть и что будет в историях личных, общей и в отношении к археологическим находкам.
Экспонаты новой выставки аккуратно и точно вписаны куратором Ханной Шавив в интерьер музея. Диалог, перекличка, преемственность - назовите как угодно, но каждый из участников своим путем, с иронией и юмором, иногда с цинизмом и дерзостью, с удовольствием и тщанием препарируют историю, археологию, свое к ним отношение и влияние на судьбу своей семьи, так что без арабо-израильского конфликта не обойтись даже за надежными крепкими стенами музея Иланы Гур. А чтобы показать свое отношение, надо реальность немного приукрасить, выдумать - на то и есть художники, чтобы выдумывать, подражать, запутывать. А зрители, распутывая, могут лучше разобраться в том, что происходит в области археологии и истории в современном Израиле.
Тамир Цадок. «Ибн-Йона». Фото предоставлено галереей «Розенфельд»
Иначе, зачем было бы выдумывать вот такой экспонат-рассказ, как у художника Тамира Цадока, представляющего документ под названием «Мозаики Эвен-Йона (Ибн-Юна)» - фальшивый отчет об обнаружении в конце 19 века мозаики в древнем еврейском поселении Ибн-Йона на севере Негева, и о том, как немецкие археологи вывезли мозаику в Европу и как эта мозаика повлияла на творчество Пикассо. Реплика самой мозаики прилагается к этому удивительному рассказу, также как и карты, схемы, заметки археологов и все прочее. История фальшивки? Нет - скорее, история влияния античной иудео-греческой-романской культуры на современное западное искусство.
Фигура и личность Иланы Гур в наши дни прочно ассоциируется с истеблишментом, но начинала она как бунтарка, каковой и осталась. Илана Гур опровергала и опровергает все принятые в ее молодости каноны. И вне всяких правил создала свою коллекцию и свой музей. Именно поэтому выставка «Дух места» так точно вписалась в ее дом, где царит атмосфера дерзости и противостояния официозу, принятым законам художественного изложения.
Работа Зохара Гутесмана
Художники - участники выставки «Дух места» действуют и критически, и театрально, играя роли антикваров, археологов и их антиподов, подрывая и подкапываясь с археологическими кирками и кистями в руках под устои, конвенциональные приемы и стереотипы; где нужно - пародируя, а где нужно - рисуя и фотографируя. Это хорошо понятно на примере работы Зохара Гутесмана, вырезавшего из известняка окаменевший человеческий «скелет», сжимающий в руках три коровьих черепа, искусственно состаренных с помощью пятен чая и кофе на 3 миллиона лет различных исторических периодов. Даже метод резьбы имитирует способ, которым палеонтологи обрабатывают камни, извлекая окаменелости на поверхность. Гутесман своей работой опровергает канонические археологические находки и ставит под сомнение принятые мифы и историческую логику.
Без отражения арабо-еврейского конфликта в современном искусстве в Израиле выставок не бывает. Здесь - в Яффо - это как раз история семьи из Яффо, переданная в видеоработе Дора Гуэза, названной «Знание», в которой рассказывается о его бабушке Самире, бежавшей из Яффо в 1948 году. Не забыты и такие субъекты творчества, то есть предметы размышления в искусстве, как поля, жизнелюбие поселенцев, кибуцное движение, мифы о земле.
Диалог необходим - такой общий посыл выставки. Диалог в искусстве, истории, археологии и диалог в музее между зрителями, художниками, экспонатами - новыми и старыми, постоянными и временными.
Приходите. Выставка ждет посетителей. Открытие - в четверг, 2 июня, в 20.00.
Бесплатный вход, специальный праздничный перфоманс у стен музея и угощение гарантируются.
24 июня, в пятницу, в 12-00 куратор выставки Ханна Шавив и сами художники проведут лекцию-экскурсию-встречу по выставке.
Страница открытия выставки в фэйсбуке -
https://www.facebook.com/events/623541454465772/ Сайт музея -
http://www.ilanagoormuseum.org/Страница музея в фэйсбуке -
https://www.facebook.com/ilanagoormuseum/?fref=nf Часы работы музея: с воскресенья по пятницу с 10-00 до 16-00, в субботу и в праздники с 10-00 до 18-00, в канун праздников - с 10-00 до 14-00.
Адрес Музея Иланы Гур: Старый Яффо, ул. Мазаль Дагим, 4, тел. 03-6837676.
Маша Хинич. Фото предоставлено пресс-отделом музея. Заглавная фотография - Тамир Цадок. «Ибн-Йона». Фото предоставлено галереей «Розенфельд»