«Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина»

Mar 03, 2016 01:59


1 марта 2016 года в Тель-Авивском музее искусств открылась выставка «Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина».



Валенин Серов. Портрет Анны Цетлин. 1909

Искусство портрета - не только в том, чтобы изобразить конкретное лицо, но и в том, чтобы отразить тенденции сфер художественной, культурной и социальной. Портрет - это сложные взаимоотношения между личностью и неким пластическим представлением о ней. Обратите внимание, что на выставку Серова в Москве в Третьяковской галереи стояли очереди. Обратите внимание и на то, что в эти дни в Лондоне в Национальной портретной галерее открывается выставка русского портрета из собрания Третьяковской галереи («Чехов/Чайковский/Толстой - знаменитые личности России в Лондоне»). Обратите также внимание и на то, что в галерее Тель-Авивского университета проходит выставка, посвященная современному искусству портрета. Обратите внимание и на то, что скандальный рекламный плакат школы искусств «Басис» - это также портрет, портрет злодея и сатрапа (на выставке в Тель-Авивском музее его также не забыли, но отнеслись к образам исчезающих в истории лидеров с еще большей долей иронии). И также обратите внимание на то, что выставка в Тель-Авивском музее называется от «Путина до Распутина», между которыми, а точнее в параллельной России реальности оказались Марк Антокольский, Ахад ха-Ам, Анна Цетлин… И на то, что в Европе и в Израиле наблюдается просто ренессанс - нет не русской культуры, а интереса к ней. И потому акценты на выставке русского портрета в Тель-Авивском музее смещены в сторону других идеологий, другого патриотизма и других предпочтений одного из крупнейших музеев страны. И еще - обратите внимание, что все работы на этой выставке (картины и скульптуры) собраны из израильских коллекций - частных и музейных. Кстати, еще Борис Шац основавший «Бецалель» мечтал в нале 20 века создать в Иерусалиме Национальную портретную галерею «великих фигур нации».



Моше Тамир. Встреча четырех художников. 1950

Но, то было давно. А что сегодня? Как, кто, и что вместились между именами Путина (образ тирана приманивает кисть) и Распутина (в скульптуре)? Между ними вместились судьбы и творчество художников из России и Советского Союза, работы которых тем или иным образом оказались в Израиле и хранятся в израильских музея и в частных собраниях израильских коллекционеров. Это: 1. Художники, работавшие большую часть своей жизни в России, такие как Валентин Серов, Илья Репин и другие представители собой "золотого века" портрета, поднявшие русскую культуру и искусство на большую высоту. 2. Художники российского происхождения, жившие и творившие в Париже, Берлине, Лондоне и в других городах: Александр Архипенко, Алексей фон Явленский, Хаим Сутин, Марк Шагал, Леонид Пастернак, Осип Цадкин, Йосеф Пресман, Наум Аронсон и другие. 3. Художники, приехавшие из еще имперской и уже послевоенной России в Израиль: Йосеф Констант, Иосиф Зарицкий, Пинхас Литвиновский, Менахем Шеми, Хаим Гликсберг, Лея Никель, Михаил Гробман, Ян Раухвергер, молодые художники Стас Королев и Реувен Куперман и другие. Это разные поколения художников за период в полтора века, принадлежащие к различным направлениям искусства (реалистическое, романтичное, соц. реализм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм). Вопрос - можно ли найти общее в их творчестве? Ответ дается на выставке, открывшейся 1 марта 2016 года.



Алексей фон Явленский. Блондинка. 1911.
На выставке представлены портреты выдающихся российских общественных и политических деятелей, портреты великих композиторов и писателей, портреты художников, в том числе Авигдора Ариха, Мордехая Ардона, Гершон Книспеля и Моше Тамира, а также портреты Черниховского, Бялика, Ахад ха-Ама, Шмарьягу Левина, Иегошуа Ханкина, Меира и Дизенгофа и Меира Визельтира. И - просто людей, просто знакомых или заказчиков художников, кисть которых сотворила из модели образ. А образ - это уже портрет, а образа - иконы, а иконы превратились в «айконы». Эта цепочка из умозаключений, кураторских построений и прекрасных работ и представлена на новой выставке «Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина», подготовленной главным хранителем и куратором Тель-Авивского музея искусств д-ром Дороном Лурье.

Отличительная особенность всех работ - то, что художники, их создавшие, искали новые пути в искусстве, искали живописную свободу и даже дерзость вне зависимости от того, к какому течению или школе они принадлежали, в какой манере творили. Свобода, свежесть, поиски нового - это первое впечатление от портретов, представленных на выставке, представляющей искусство портрета как зеркало изменений в художественной, культурной и социальной жизни общества в разные периоды в разных странах: Советский Союз Россия, Израиль, полтора прошедших века потрясений политических и военных - одних революций и переворотов сколько пришлось пережить последним поколениям. И не просто пережить, но и активно в них участвовать. И, коли речь идет о художниках, отражать пережитое на полотнах, пусть то даже были портреты друзей или знаменитостей. Как отобразить коллективное «вовне» - в индивидуальном «внутри» полотна в портрете конкретного лица? К обсуждению этого вопроса, кочующего между философией, искусствоведением и мастерством, и приглашаются посетители выставки, где вновь встречаются Серов и Путин. Кстати, единственная из участников выставки, не родившаяся в России - израильская художница Анат Бецер представила картины с образами Путинами - серое на сером - анти-икона сегодняшнего дня.

Кстати, само русское слово «портрет» произошло от французского слова Portraire воспроизводить что-либо черта в черту, в свою очередь образовавшегося от выражения «Trait pour trait» - «Линия за линией». На иврите портрет - «дьюкан», возможно происходящее от слова «дьюк» - точность, а возможно слово «дьюкан» пришло в иврит из греческого языка: Dyo (два) Eikon (образ). Два образа перед художником - во плоти и на полотне. Впрочем, некоторые комментаторы считают, что греческое Dyo Eikon означает «Портрет Б-га» по образу и подобие которого… Но вот кто тогда становится моделью для дьявола? И что такое все таки портерт - озображение от идола до идеала, от магии до сомнений.



Пинхас Литвиновски. Портрет Ахад ха-Ама. 1925

Желание запечатлеть себя, сохранить свой образ, передать свой лик (или лик других) наследникам и последующим поколениям человечеству присуще тысячелетиями. Возможно портрет был некой защитой, еще одним экраном между бытием и небытием. А уже потом жанр портрета запутался в вопросах культурных, исторических и философских и превратился в художественное явление, по которому можно изучать реальность и способы ее имитации. Последующим поколениям - уже в музеях - интересно большей часть не то, кто изображен, а как и что, интересно мастерство живописца, а не жизнь (и не смерть) модели. Люди уходят, портрет превращаются в свидетельства эпохи, а остаются идолы и иконы. Я пишу, чтобы сохранить образы человеческие после их смерти, - говорил Альбрехт Дюрер. Сохранить для кого - такой вопрос задается сегодня. «Портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения и мистического отражения реальности» - так писал Юрий Лотман в статье «Портрет».

Большинство портретов на этой выставке были созданы в современную эпоху - в двадцатом веке, когда искусство портрета пришло к тому, что не обязательно точно передавать внешний вид модели - внутренняя духовная сущность важнее. По крайне мере, так утверждал Пикассо и остальные модернисты, кубисты, футуристы, экспрессионисты, идентифицирующие личность в новом стиле живописи, больше говорящем о культурном контексте, чем о настроении модели.
Впрочем, как считает куратор выставки д-р Дорон Лурье, портреты кисти таких художников, как Дюрер, Гольбейн, Рембрандт, Репин и Серов также соответствует этому критерию - когда упрямство художника перевешивало желание заказчика. Но на этой выставки есть и чисто пропагандистские портреты - бывших деспотов-правителей так и не добредшей до коммунизма страны, партийные портреты соц. реализма, в том числе созданные для пропагандистских плакатов. Портреты, как пример воздействия на общество и обратного воздействия на них среды, когда в России были разрушены памятники злодеем социализма. Sic transit gloria mundi…



Илья Репин. Потрет Марка Антокольского. 1905

Почти все представленные на этой выставке (за исключением одного) портреты были созданы после изобретения фотографии в 1829 году. Пророчества о кончине живописного портрета в связи с развитием фотографии оказались ложными, но, возможно, что именно фотография привела к вхождению в портретный жанр абстракции, разбирающей субъект на те самые «линию за линией», а развитие фотографии и искусства фотопортрета вновь заставило художников (и фотографов) задуматься над тем, а что же это такое - портрет? Портрет в эпоху социальных волнений, кризисов, вибраций войны и иммиграции - из России в Берлин, Париж, Лондон таких художников как Шагал, Архипенко, Явленский и Сутина, и художников, репатриировавшихся в Израиль: Константа, Зарицкого, Литвиновского, Моше Шеми, Гликсберга и других, в том числе приехавших и на волнах алии 70-х и 90-х годов.

На выставке будут проводиться экскурсии на русском языке (экскурсовод - Анна Кацман)
15 марта, вторник - в 20.00
31 марта, четверг - в 19.00
7 апреля, четверг - в 10.30
21 апреля, четверг- в 19.00
Стоимость участия в экскурсиях включена в стоимость общего входного билета в музей.
22 марта, во вторник с 19-00 до 21-00 на выставке состоится особое мероприятие - лекция-экскурсия и концерт струнного квартета «Авив» под управлением скрипача Сергея Островского. Экскурсия начнется в 19-00, концерт - в 20-00.
В программе концерта - сочинения Чайковского, Бородина и Бетховена.
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=-Jqwr_0vdFU
Билеты на концерт можно приобрести в кассе музея (телефон - 03-6077020).
Количество мест ограничено.
Сайт музея - http://www.tamuseum.org.il/
Сайт выставки «Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина»- http://www.tamuseum.org.il/about-the-exhibition/a-russian-tale
Часы работы Тель-Авивского музея искусств: воскресенье - закрыто; понедельник, среда, суббота - с 10-00 до 18-00; вторник, четверг - с 10-00 до 21-00; пятница - с 10-00 до 14-00.
Выставка «Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина» продлится до 5 июня 2016 года.

Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены пресс-отделом Тель-Авивского музея искусств. Фотограф - Ави Амсалем


выставки, Тель-Авивский музей, Тель-Авивский музей искусств

Previous post Next post
Up