Все мы пребываем в одном облаке - и пыльном, и дождевом, и информационном. Все накопленные знания влетели в «облако», под которым и в котором мы и живем… А иногда и отгораживаемся от него или друг от друга - перегородками. Прозрачными, в клеточку или с прорезями. Неправильной формы или в виде супер-эллипса. Из материалов плотных или легких, сплетенных или сплошных, в виде тканей или из соединенных клешнями болтов в крупноячеистую рыбацкую сеть дюралевых синеватых трубок. «17 перегородок» или «17 панелей» или «17 экранов» или даже так: «17 ширм» - так называется новая выставка отдела архитектуры и дизайна Тель-Авивского музея искусств, представляющая, как то логично следует, новые тренды архитектуры и дизайна, функционального искусства и заоблачные идеи братьев Ронана и Эрвана Буруллеков - французского дуэта, творящего в стиле site specific с использованием простых понятных материалов для создания ультимативного пространственного перформанса в компромиссе между экономикой и искусством.
Эмоциональный братский дизайн - расчетливый и полный чувств, разнообразный и занимательный, экономный и базирующийся на любви к природе. Буруллеки - минималисты - интерпретируют форму и пространство, создавая абрис функционального нечто почти что из ничего. Облако перегораживается штакетником, дающим ощущение приватности. Или ощущение разъединенности, а может и совокупности - каждый сам решает как себя в этом пространстве чувствовать, какие ассоциации оно вызывает, можно ли за этими панелями спрятаться или, наоборот - они выпячивают скрытое. Для всего этого выставку надо увидеть, а перегородки потрогать - в тот момент, когда хранительница зала отвернется. Только обратите внимание, что часть панелей - зеркальны - так что вы увидите самих себя в облаке альтернативного причудливого пространства.
Панели, как и прочие дизайнерские и конструкторские разработки Ронана и Эрвана Буруллеков - просты. И гениальны… почти. Почти - потому что уровень гениальности в современном модульном дизайне еще не установлен. А достигнут это почти гениальный уровень десятками лет исследований, техническими нововведениями и серьезной концепцией. А именно: минимум материала и количества деталей. И всё растет - в буквальном смысле из экологии. Как те зеленые кресла, выращенные из пластика и сплетенные из травы (опять-таки почти), кресла со своеобразными контурами и «лицом», служащим сиденьем, что стоят в фойе нового корпуса музея - также детище Буруллеков, специализирующихся в мебельном и предметном дизайне и оформлении интерьеров. Свою творческую философию они формулируют так: «Главное, чтобы наше творение было функциональным, немного поэтичным и забавным. Мы любим экспериментировать со старинными техниками, любим интегрировать их в наши проекты. Подобно дизайнеру по шрифтам, который разрабатывает букву, мы шаг за шагом оцениваем пропорции единой линии, добиваясь идеального баланса и одновременно соотнося результаты с возможностями технологии»».
Стиль этого дуэта не спутаешь ни с чем. Все их ширмы, стеллажи и перегородки - модульные, состоящие из определенного количества одинаковых элементов (иногда весьма неочевидных форм). Страсть к повторению выражается и в дизайне мягкой мебели - через рисунок обивки. Свобода и «лицо» достигаются за счет произвольного количества составляющих единиц, которые легко собираются в неожиданные модульные мобильные конструкции.
Ронан окончил Ecole Nationale des Arts Décoratifs, его брат Эрван - Ecole des Beaux Arts. С 1999 года они творят вместе, в собственной студии Ronan & Erwan Bouroullec в Париже, где с ними работают еще 8 дизайнеров. Ронан - 1971 года рождения, Эрван 1976-го. Их постоянное сотрудничество опирается на общую энергию, утонченность и вниманием к деталям. Их совместные интересы охватывают широкий спектр проектов переработки и создания различных объектов, выдумывания новых методов «выращивания» мебели и интерьеров, декоративных и архитектурных элементов, проектов в области видео и фотографии.
Их подход к дизайну базирует на философском восприятии изменений в понятиях эстетики, знании технологий и интереса к растительном миру. Перегородки и интерьеры, само решение пространства напоминает сплетение растительности в лесу. Природа и новые материалы, социальные и общественные явления переплетаются в некие сложные мобильные образования, в которых можно разглядеть то рабочий кабинет, то кресло для отдыха.
Про создание того самого зеленого кресла - сиденьица, соскользнувшего с зеленого же листа - то ли дерева, то ли эскиза, Буруллеки сняли мультипликационный фильм “Growing a Chair”, где зарисован и заснят процесс превращения ветви дерева в некую структуру, решетку, корзину, ткань, стул.
Click to view
Братья выросли Бретани, на берегу Атлантического океана, привыкли к широким горизонтам, и часто возвращаются туда, чтобы наблюдать за природой - причем, то может быть и плесень на коре, и изменение света и цвета сине-зеленого моря и леса. 17 перегородок физически возникли в пространстве спустя год после начала работы. В отличие от большинства предыдущих проектов, «17 перегородок» с самого начала задумывались как музейная выставка. Акварельные рисунки превратились в модифицируемые модули, во множестве взаимосвязанных единиц-частиц из стекла, алюминия, керамики и текстиля, в структуру света и цвета, приноравливающуюся к меняющимся внешним обстоятельствам.
Простота и мобильность - вот категории современного дизайнерского искусства по версии братьев Буррулеков. Они стремятся не только работать с отдельными предметами, но и переосмысливать целые категории дизайна. Именно потому они предложили свою версию пространства. Для них это нечто постоянно изменяемое, в то же время укоренённое в идее укрытия, убежища. Человеку свойственно искать чувства защищённости. Именно на этой психологической доктрине строится предложенный Буруллеками мир как купол, как что-то, подо что можно спрятаться и забыть обо всех тяготах мира.
Их работы включены в коллекции крупных мировых музеев - как Музей дизайна в Лондоне,
Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, Центр Помпиду в Меце, Музей Современного искусства в Чикаго, Музей декоративного искусства в Париже. А первый крупный промышленный заказ от получили от итальянской мебельной фирмы Cappellini в 1997 году. В 2000-м Буруллеки начали работать с Galerie Kreo в Париже, где прошла их первая персональная выставка в 2001 году, после чего они были приглашены самим Иссейем Мияки для оформления его парижского бутика. Дальше к братьям выстроилась очередь из компаний, чьи названия давно стали славными брендами. И ныне студия братьев Буруллек работает нал рядом проектов и производит целый конструктивный ряд, спектр которого - и в масштабах и в материалах - широк: от ювелирных изделий до уже упомянутых не раз модификаций пространства. Спектр методов также широк: от традиционных ремесленных приемов до экспериментальных технологий. Главное - все время идти вперед и все время придумывать новое, модифицируя прежнее. Кстати, про братьев, точнее про их придумки и выдумки, уже выпускают серьезные монографии. Первая вышла в издательстве Phaidon Press еще в 2012 году. А в 2013 в Цюрихе издательством JRP Ringier был издан том в 864 страницы - чертежи, рисунки, эскизы студии Буруллек за период с 2005 по 2012 год. Первая книга названа Works, вторая - Drawings. Хотя в жизни все, как водится, наоборот. Сначала все-таки Буруллеки рисуют - именно рисуют - на бумаге, а не на экране, - а затем их эскизы воплощаются в новые предметы и новые пространства, сконструированные из дерева, железа, стекла, текстиля. Предметы и пространства «со своим лицом», ибо «нет ничего дороже индивидуальности и в наш век глобализации прежде всего должно цениться искусство быть самим собой» - говорят братья. А еще они говорят, что оба хотят, разбогатев, перебраться в Японию «ради красоты образа. Япония - с эстетической точки зрения одна из самых совершенных стран мира».
«В их работах присутствует сбалансированное напряжение между собственной креативностью и полным неуважением традиций» - так объясняет успех братьев Гарет Вильямс, профессор лондонского Королевского колледжа искусств. Сами дизайнеры утверждают, что их работы обретают силу, только когда они спорят друг с другом. Братья Буруллек как бы подталкивают друг друга к продолжению поисков, пока не удаcтся достичь абсолютного согласия. The New York Times определяет их дизайн как «беспечный» и «небрежно-элегантный». А известный британский дизайнер Джаспер Моррисон сказал, что дизайн Буруллеков - «благоразумный и дисциплинированный, с великой глубиной души и поэзии. Их проекты отличает изысканная органическая форма и визуальная выразительность. Они будят нашу фантазию и призывают к творчеству». Так что идем осваивать новое пространство - в музей, в облако идей и дизайна.
Часы работы Тель-Авивского музея искусств: воскресенье - закрыто; понедельник, среда, суббота - с 10-00 до 18-00; вторник, четверг - с 10-00 до 21-00; пятница - с 10-00 до 14-00. Сайт музея -
http://www.tamuseum.org.ilСайт студии Ронана и Эрвана Буруллеков -
http://www.bouroullec.com Текст и фото - Маша Хинич