"Яффские картинки" - так было задумано озаглавить это текст. И так оно бы и осталось, но вот только с картинками вышла промашка. В фотоаппарате разрядилась батарейка, на помощь пришел пелефон, фотографии аккуратно перекочевали из чуда мобильной техники в компьютер, после чего необъяснимым образом (хотя точно знаю, что дома поселился домовой и кошки на сей раз ни при чем) исчезли и из пелефона и из компьютера, так что придется картинки описать, попытаться взглянуть на Яффо изнутри - сквозь витрины галерей и музеев.
Единственная фотография - сохранилась в кабеле. И то не Яффо, а море в Тель-Авиве. Дальше будут только буквы...
Яффо живописен настолько что не фотографировать его не получается, а когда смотришь на проемы в стенах через видоискатель, что-то непременно уходит, яркая визуальная картинка стирает память эмоций, хотя, конечно, приходит что-то иное, еще один кусочек мозаики в калейдоскоп уже увиденого и описанного. Живописность этого города порождена его духовной сутью, напластованной веками, как археологические слои. Яффо уже и не город, а явление, некая материализовавшаяся духовность, хотя мусора, шума, недовольства и враждебности здесь не меньше, чем истории, святости и туристов, не смываемых даже ливнями. Яффо как явление привлекает всех, кто уже мысленно, еще даже не поместив в рамку, хвастается снимками-картинками порта, набережной, церквей, улочек-проулочков, нависших в проходах над головами прохожих деревянных щелястых балконов вуайеристов - убежищ любопытных дам оттоманской империи, кошек, холмов, видов. Все это запечатлено в мириадах гигах, в еще большем количестве битов. Камень домов потемнел не только от влаги, соли и времени, но и от бесконечных ленивых, иногда цепких взглядов, низводящих Яффо до уровня картинок.
Так что в этот раз Яффо без визуальных картинок, только в вербальных, в кратких описаниях тех мастерских и галерей, куда привел маршрут аудио-гида - двухчасовой прогулки по Яффо, а можно и дольше или меньше в зависимости от выбранного темпа. Аудио-гид выдают (за плату - иначе мы бы не были гордой страной) в Информационном Центре для посетителей Амуты по развитию Яффо -
www.oldjaffa.co.il. Центр назван "Яффские картинки" - по названию сборника рассказов израильского писателя Менахема Тальми, публиковавшего в 1970-80-е годы авторскую колонку в "Маариве", из которой эти рассказы выросли в несколько сборников. Рассказы были переведены на русский по инициативе издателя Рины Жак, изданы отдельной книгой к 100-летию Тель-Авива, и именно Рина Жак подала идею назвать Информационный центр " Яффские картинки" - по названию литературного произведения.
Литература все чаще вмешивается в жизнь, с которой списана, а мы ныряем в первую дверь - вход в Музей Йеменского искусства, созданный Бен-Цион Давидом, потомственным ювелиром в восьмом колене, человеком замечательным и примечательным (
http://www.yemenite-art-museum.com/Contents-21). Почему? Да потому, что во-первых приятно хвалить своих знакомых, во вторых он творит такие ювелирные изделия, перед которыми не устояла даже английская королева, которой сам Шимон Перес вручил подсвечники, сделанные Бенци. Его украшения носила Офра Хаза. Он ездит с лекциями и мастер-классами по всему миру. Последнее время - в Россию, где полюбили пустынную филигрань древности. В Петербурге Бен-Цион Давид вполне пришелся ко двору - к царскому, устраивая семинары в Смольном и в Эрмитаже. Но все это - еще не все (а часть вот здесь -
http://karga-golan.livejournal.com/95601.html), а все еще и в том, что несколько лет назад он откупил здание ресторана, примыкавшее к его студии-галерее, и открыл в нем Музей йеменского искусства и истории йеменской алии. Писали о музее не раз, фотографий вьющегося серебра помещали в сеть еще больше, так что осталось только прийти, увидеть картинки воочию, посмотреть, как из дробинки раскаленного серебра вытекает кольцо. Если повезет вдвойне - угостят кофе с кардамоном и питой с настоящим схугом. Меня оба действия - вытягивание серебряных нитей и то, как растирают схуг - завораживают, могу смотреть неотрывно, но спутники тянут за рукав и мы ныряем снова - наискосок через переулок Созвездия рыб в Музей Иланы Гур.
Илана Гур - личность супер-известная, женщина-музей, а также женщина-коллекционер, дизайнер, лучшая в мире придумщица кожаных поясов с большими железными пряжками, известный скульптор и просто эпатажная, немолодая уже дама, приятная во всех отношениях. Илана Гур всегда - и здесь, и там. Здесь - как часть тель-авивской богемы, даром что родилась в Тверии. Там - в США, где почитаема за эффектность броских скульптур и линию одежды из кожи. И здесь и там Илана Гур ценится как за талант, так и за дикий не объезженный ни возрастом, ни мужьями нрав. А еще всем знакомы ее очки в круглой массивной оправе - фирменный знак, и ее дом, яффский хан - приют паломников 18 века - и размещенный в нем музей (
ilanagoor.com), который Илана открыла в 1995 году. Назвать его Музеем искусств было бы большой натяжкой, скорей это музей тяги к собирательству, дара коллекционирования. У Иланы Гур в ее доме-музее (не мемориальном, а вполне обитаемом) полный порядок в кажущемся беспорядке: комната дизайнерских кресел, комната африканской скульптуры, комната со старыми чемоданами и парой икон. В коридоре - эротические фигурки бронзовых божков, утеха немолодых мужчин. За коридором - рыцари, фарфор, живопись, скульптура. Над каждой залой - кованые люстры красоты необыкновенной. Кухня - образцовая, холодильник - пуст (я, не удержавшись, в него заглянула). По стенам - медная посуда, сводчатые потолки давних времен. Террасы с видом на море, где устраиваются дорогие "парти". Притягивающая эклектика от современного Плюшкина с хорошим вкусом и большими деньгами. В музее Иланы Гур, как и в музее Бен-Цион Давида время течет по-другому. Зашел, изучил особенности кладки камина, рисунки израильских художников, кольчугу затерявшегося крестоносца - прошел день.
Яффская Амута в виде своего председателя Аяля Мееровича вновь тянет за рукав, сообщая, что можно приобрести общий входной билет в музей Иланы Гур и в центр древностей Яффо, да и об аудио-гиде хорошо бы вспомнить.
Казалось бы, что в Яффо изучено все. Но новые галереи здесь появляются путем межпространственного деления. Иначе как объяснить, что никто из нашей могучей кучки бывалых никогда раньше не видел галерею "Агарь". Крошечная частная студия, также йеменское ювелирное искусство, но в ином ключе и ином осмыслении, потому что здесь украшения делает женщина, заново понявшая традиции деда, завещавшего ей старинные молоточки и тигли. Красиво и по-другому, древняя мера сочетается с деловым конструктивизмом и зеленым камнем, а мы двигаемся дальше, по дороге загадывая загадки и провод краткий социологический опрос. Вот такой опрос-загадка - "какие ассоциации вызывает название Яффо?".
Выбирайте правильные ответы: Наполеон, Андромеда, русские туристы, Менахем Тальми, порт, висящее дерево (его миниатюрная модель хранится в музее Иланы Гур), знаки зодиака на керамических табличках-изразцах, ливанские кедры, археология, рыцари, апостол Петр, Иона в чреве кита, турки, полицейский Азулай, часовая башня, роман Агнона "Тмоль-шильшом" ("Вчера-позавчера"), русские паломники 19-го века. Я выбираю Агнона - и оказывается, что очень даже вовремя. Потому как мы заглядываем в открывшийся несколько месяцев назад после казавшегося бесконечным ремонта тот самый Центр для посетителей, сиречь - археологические раскопки, снабженные табличками, репродукциями, фильмами, пояснениями к репликам черепков с клинописью и к спинкам скарабеев, и почти что с живыми экспонатами. О вкусах не спорят, до ремонта лично мне Центр нравился больше. Денег в новый вложили немало, вкуса - меньше, получилось сердито. А если не ворчать, то выглядит местами заманчиво, висят виды Яффо, начиная с 14-го столетия, репродукции работ Дэвида Робертса и бельгийского художника 17 века Цвайнера Ульктума.
Хронологическая линейка с незапамятных времен до 21 века. Соответствующие цитаты - из ТАНАХа, где Яффо упоминается три раза (Ной и его сыновья, ковчег и Яфет, ливанские кедры - импорт, Иона - экспорт), из египетских папирусов из множества других источников и как раз из Агнона напоследок.
Забавный мультфильм об Андромеде - легенда в анимации передана так доступно, что наконец-то можно разобраться в созвездиях и отношениях Посейдона, Персея и Кассиопеи. А дальше уже интереснее, потому как дальше помещение с раскопками, а над ними на прозрачных панелях живет трехмерное киноотражение древнего персонажа - Йегуда Агронимуса, того, кто служил на яффском рынке главным и справедливым по весам и гирям. Стоит прислушаться к его историям - немного по-детски, но факты прошлого должны быть сухими (
http://www.oldjaffa.co.il/?CategoryID=35).
А в настоящем вниманием нашим завладела прекрасная владелица галереи "Адина Пластилина" - юная дама, использующая технику муранского стекла для того, чтобы делать легкие и забавные вещицы из фимо. Ее сайт -
www.adinaplastelina.com. Секрет искусства - в эманациях "тысячи цветов - MilleFiori" - так называется это мельтешение повторяющихся разрастающихся узоров. Все это интересно, можно рассматривать, трогать, примерять и покупать. А для мужчин во владениях Адины Пластилины есть музей - "Тайная комната". Дело было так: Адина с мужем решили подвести новый кондиционер к своей мастерской. Что-то простучали, просверлили, прокопали и обнаружили круглую комнату, которой более 1000 лет. Вкус к оформительству у Адины отменный. Потому и свой крохотный личный музей-кунсткамеру они с мужем - писателем Сами Ледером - оформили на загляденье удачно. Круглая темная таинственная комната. Правильно подсвеченные витрины с находками из этой комнаты. На вделанном в стену мониторе демонстрируется фильм о процессе раскопок. Фильм о процессе борьбы с бюрократами от археологии пока еще не снят.
Напоследок - потому как уже даже аудио-гид устал говорить, а фотографий все нет, мы спускаемся в порт, где в светлом отреставрированном здании, принадлежащем Армянской церкви, расположен с декабря 2007 года центр и театр слепо-глухо-немых "На Лагаат" - "Пожалуйста, дотроньтесь" (
www.nalagaat.org.il). Рассказывали и писали об этом театре и его руководителе режиссере Адине Таль очень много. Повторяться нет смысла. Но должно быть написано еще больше. На Песах театр представит новый спектакль - "Луна-Парк" - как всегда, спектакль о мечтах. Об этом речь пойдет отдельно, а пока что спуститесь в порт и выпейте кофе именно в кафе этого центра - в кафе "Капиш". По-итальянски это означает "Понимаешь?". Если понимаете почему - то и объяснять не надо. А если не понимаете - то тогда никакие объяснения не помогут.
Еще раз подручные сайты:
www.oldjaffa.co.ilwww.ilanagoor.comwww.Yemenite-art.comwww.yemenite-art-museum.comwww.adinaplastelina.comwww.nalagaat.org.il http://karga-golan.livejournal.com/95601.htmlhttp://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=484 Маша Хинич