Оригинал взят у
galkoval в
Судьба двух песенСудьба двух песен
Родина наша, свободная, независимая,
Что веками жила
Своих сынов ныне созывает
В свободную, независимую Армению.
Холодные, тёмные годы начала девяностых. Неосвещенные улицы, по
хрусткому снегу тянутся шеренги людей, неведомой силой вытащенных из
тёмных и холодных своих жилищ. В Большом зале филармонии дирижёр из
Спюрка Лорис Чкнаворян даёт очередной концерт, после которого все в зале
вставали и пели «новый старый гимн», как я окрестила гимн Первой
Республики.
До сих пор часто приходится слышать, что гимн этот итальянский, перевёл
слова с итальянского Микаэл Налбандян и что написал музыку гимна Барсег
Каначян. И даже официально так и пишется: музыка Барсега Каначяна.
У песен часто бывает такая судьба. Например, сколько песен объявляются
как народные! А слова написал наш Варпет, Аветик Исаакян.
Но слова к песне, ставшей гимном Первой Республики, написал (а не
перевёл!) наш замечательный поэт, певец Свободы Микаэл Налбандян.
Помните его немеркнущие слова:
«Свобода!»- возглашаю я:
Пусть гром над головою грянет, -
Огня, железа не страшусь!
Пусть злобный враг мне сердце ранит,
Пусть казнью, виселицей пусть,
Столбом позорным кончу годы, -
Не перестану петь, взывать
И повторять: «Свобода!»
Царская охранка преследовала его, за такие слова при любом царе будут
преследовать. И он, написав поэму, для маскировки назвал её «Итальянке»,
а себя назвал Комс Эммануэль, то есть граф Эммануэль. Музыку к этой
необычайно одухотворённой песне написал композитор Хачатур Маркари,
Хачатур Маркарян, Христофор Кара-Мурза - всё это в одном лице.
Христофор Кара-Мурза родился в 1854 г. в Карасубазаре. В родном городе
он организовывал четырехголосые хоры, давал концерты. И собирал
армянские духовные и народные песни, записывая в ноты, и организовывал
хоры для их многоголосого исполнения.
Переехав в Закавказье, Кара-Мурза стал преподавать в семинарии Геворкян
св. Эчмиадзина. Здесь известный армянский «бархатный тенор» Арменак
Шахмурадян становится солистом хора Христофора Кара-Мурзы, где
Шахмурадян и знакомится с Комитасом. Кстати, сам Комитас пел в церковном
хоре Кара-Мурзы тоже.
Xристофор Кара-Мурза обходил армянские села, города, создавал хоры,
давал концерты. собирал песни, одновременно сочинял собственные
произведения. Это был неимоверно тяжелый труд, сопряженный к тому же с
большими лишениями.
По свидетельству брата композитора П. Кара-Мурзы, за семнадцать лет,
начиная с 1885 г. вплоть до своей преждевременной кончины (1902 г.), X.
Кара-Мурза успел организовать 90 хоров (каждый из них состоял от 40 до
150 членов), в 47 городах (Тифлисе, Баку, Александрополе, Ереване,
Эчмиадзине, Астрахани, Крыму, Новой Нахичевани, Константинополе и др.
местах), дать 248 концертов, написать и обработать 320 песен, создать 67
самостоятельных произведений.
Вот какой это был композитор!
А Барсег Каначян, тоже замечательный армянский композитор, (1888-1967)
самый старший из учеников Комитаса. Он обработал песню для исполнения,
которое заметили. Это он организовал группу "Пять учеников Комитаса",
основной задачей которого стала пропаганда творчества их великого
учителя. Они организовывали концерты, опубликовали три сборника
"Армянские гусанские песни", песня «Орор», такая мелодичная колыбельная,
«Урени» на слова Туманяна тоже написаны Барсегом Каначяном.
Барсег Каначян организовал хор «Гусан» в Бейруте и пропагандировал
сочинения Комитаса в течение полутора десятка лет, потом ослеп и больше
не смог работать. Кстати, хор этот, «Гусан», теперь его имени, в Бейруте
есть и сейчас, несколько лет его восстановлению посвятил известный
хормейстер, руководитель Ереванского Камерного хора, маэстро Арутюн
Топикян.
Другая песня, пожалуй, одна из любимейших армянами, песня «Киликия».
Приведу один примечательный эпизод, связанный с этой песней. Один из
участников банкета после интронизации Католикоса всех армян Вазгена
Первого рассказывает:
«Воодушевление было непередаваемым. На банкете присутствовали
известнейшие армяне, цвет нации: Аветик Исаакян, Дереник Демирчян,
Виктор Амбарцумн, Гоар Гаспарян, Татул Алтунян, Авет Аветисян...
Когда очередь дошла до поздравлений Гнела вардапета, тот испросил
разрешения спеть своё приветствие и запел... «Киликию». В этой песне
Киликию сравнивают с раем, а в особенно волнующей строке в ней после
«Цанкам теснел зим Киликия» исполнитель не справился с очень высокой
нотой. В это время наша несравненная и любимая певица Гоар Гаспарян
молниеносно сориентировалась и продолжила своим очаровательным сопрано,
а все присутствующие стоя подхватили эту чудодейственную песню и с
необыкновенным вдохновением спели до конца. А мелкотельный Татул Алтунян
удивительно легко вскочил на стол и стал дирижировать. Я заметил, что
из глаз стоящего рядом нашего известного артиста Авета Аветисяна льются
слёзы. Очень удивился тому, что обычно весёлый артист так разволновался,
а он прошептал: «Всего год тому назад за эту песню согнали бы всех в
Сибирь, а сейчас... ты понимаешь, это чудо!»
Да, эту песню иначе, чем чудом, не назовёшь. Музыку на слова Н. Русиняна
написал композитор Габриэль Еранян, уроженец Константинополя, который
учился у знаменитого константинопольского музыканта Ариса Ованисяна, и
владел не только тайнами армянских хазов, но и европейской нотописью.
Габриэль Еранян подарил нам удивительно прекрасные песни, в том числе
«Айастан, еркир драхтавайр» (Айастан, страна, где рай).
И эти песни тоже вместе с другими пропагандировал Христофор Кара-Мурза
со своими хорами, а «Айастан» исполнял Арменак Шахмурадян. А на
фортепиано ему аккомпанировал великий Комитас...
Вот такие воспоминания хлынули при обычном перебирании записей...
http://www.youtube.com/watch?v=YQOJ0d01RME&playnext=1&list=PL618D6FE374751A69&feature=results_main это сейчас гимн Армении, музыка Христофора Кара-Мурзы (Хачатура Маркаряна), слова М. Налбандяна
http://www.youtube.com/watch?v=ab0Mu8LJf_k песня «Киликия» в очень среднем исполнении…
Гоар Рштуни