Аэродром Тикшозеро. Предыстория.
Аэродром Тикшозеро изначально строился для ВВС РККА, в качестве полевого. Но нашим пилотам, увы, не пришлось им воспользоваться. Начальник Ребольского направления полковник Козлов требовал для себя истребители, но 155 ИАП было не разорваться. Имея 33 истребителя И-16, из коих 28 было И-16 тип 29, и 5 И-16 тип 5 (которые требовали ремонта) полк выделил звено на Ухтинское направление, и звено для прикрытия ББК (Беломоро-Балтийский канал). К сожалению для полковника Козлова истребителей не хватило. А ему они очень были нужны, в качестве «глаз», что собственно и выполняли истребители, приданные 54 СД на Ухтинском направлении (иногда сбивая немецкие самолёты), т.е. разведывательная информация из «первых уст».
Аэродром под финнами.
Захватив аэродром, он оказался самым северным аэродром финских ВВС. Грубо говоря до Беломорска, рукой с него было подать. Уже 19.08.1941 на аэродром прибыло Osasto Kalaja из LeLV 32, в составе 3 «Харрикейнов» под командованием капитана Калайя, которое стало 1-м звеном, вновь созданной LeLV 10 (распущенна, как и 1-й авиаполк, после Зимней). Калайе очень не повезло, т.к. он был сбит 16 сентября1941 года наземным огнём и погиб, борт HC-458 у Кочкомы. 23.09.41 оставшиеся два «Харрикейна» улетели в Суулаярви.
На 21.09.1941 LeLV 10 составляла:-1 звено капитан Ильвескорпи 6 Fokker D.21w с двигателями Wasp из состава 3/LeLv 30, 2 звено капитан Парвиайнен 3 Fokker C.V и 3 « Райпона». Уже 29.09.1941 аэродром «посетила» разведывательно-диверсионная группа развед. управления Карельского фронта, которая гранатами и бутылками с зажигательной смесью, забросала Fokker D.21 борт FRw 138, который сгорел и был списан. Второй борт FRw 141 смогли повредить, бросив бутылку с зажигательной смесью в кабину, которая выгорела. Самолёт ремонтировался до 24.01.42г. В документах 14 Divisioona Toimisto III (14 Пех.дивизия Оперативный отдел) сказано следующее :-« В 5.15 вражеский отряд атаковал аэродром Тикшозеро, 1 истребитель был подожжен, второй взорван, и три повреждены. 2 механика убиты и 1 ранен. Так же ранены 2 человека из батареи ПВО, брошенной в палатку гранатой». Механики во время рейда готовили самолёты к вылету, и попали под «раздачу». К сожалению неизвестны номера остальных трёх повреждённых Фоккеров. Кстати в итоговой сводке диверсионных групп КФ округа НКВД указанно, что уничтожено 5 самолётов, эта цифра в принципе бьётся с вышеприведённым текстом (1 уничтожен, 1 загорелся, 3 повреждены).
Зимой 41-42 гг планировалась операция по наступлению на Беломорск, это наступление должны были поддерживать силы Люфтваффе. По плану немецких самолётов должно было быть 70-90 штук. В случае прибытия немцев, финские ВВС выводились с Тикшозеро, так же предполагалось строительство ещё одной базы для немцев, в районе д.Андронова Гора. Вскоре прибыло около 1500 человек немцев под командованием генерала Менша(10.02.42 он прилетал под«мощным» прикрытием из 4-х Фоккеров, жаль наши в этот момент над аэродром не появились). Они должны были подготовить аэродром, для приема двух групп :-истребительной и пикирующих бомбардировщиков. Подготовка должна была быть закончена к 15.02.1942 г. Так же на аэродром прибыл дивизион зенитной артиллерии I/Flak.Rgt 47 состоящий из 6-88 и 32-20 мм орудий, численностью около 700 человек, а так же 6 прожекторов. На аэродроме были развернуты Fl.H.Kdtr. E 10/III, Fl.Pl.Kdo. C 17/III. Скорее всего планы противников не ускользнули от внимания нашей разведки, или воздушной разведкой было установлено, что на аэродром прибыло большое количество людей и производятся строительные работы. Возможно для прикрытия работ на аэродроме перебросили финские Брюстеры из LeLV 24.
До августа 42 было проведено несколько налётов на аэродром, в том числе печально знаменитый 6.04.1942 (единственный результат которого ранение 7 рабочих, в т.ч. 2 тяжело, и 1 зенитчик легко ранен). Лишь 4.07.1942 удалось нанести урон самолётам противника, когда сгорел Fokker D21 FRw148 из 3/LeLV 30(переименована обратно после расформирования LeLV 10, с 1.08.42 передана в состав LeLV 14).
Налёт.
По плану операции первыми в час «Ч» должен был быть, нанесён удар группой 4 Пе-2 из состава: 3 Пе 2 из 608 СБАП и 1 из 80 СБАП, без прикрытия. Цель затруднить и запретить вылет самолётов противника с аэродрома. Второй удар «Ч+5» минут 5 Ил-2 из 17 ГШАП, под прикрытием 7 ЛаГГ-3 из 609 ИАП, причём лидировал группу Ил-2 «Томагавк» из 152 ИАП, что говорит, о качестве навигационного оборудования Ил-2. Третий удар «Ч+10» минут 9 самолётов (3 И-15 бис с приборами ВАП, с гранулированным фосфором, и 6 И-153 с осколочными бомбами) из 828 ШАП, под прикрытием 9 Томагавк из 195 ИАП. Планом предусматривалось, что истребители ударной группы будут обрабатывать пушечно-пулемётным огнём зенитчиков, и в случае отсутствия воздушного противника,к ним присоединится группа непосредственного прикрытия Ил-2 и И15/153. Задачи ком.полков были поставлены на основании фотоснимков от 6.08.42 г. Час «Ч» был поставлен на 5 часов 10.08.42, но в виду плохой погоды сдвинут на 2 часа позже. План был расписан по минутам. Но как это часто бывало, что то пошло не так. 3 Пе-2 608 СБАП и 1 Пе-2 80 СБАП «в следствии неорганизованности командира 80 СБАП майора Старичевского, недисциплинированности и разболтанности врид. комэска 608 СБАП майора Макшанова , не могли вылететь своевременно на выполнение боевой задачи». То есть они отбомбились последними, а не первыми. Их задачей было сбросить бомбы с 6500 м по лётному полю, для затруднения взлёта истребителей противника. Но так истребители противника не взлетели, то эти 4 Пе-2 вообще никакой роли не сыграли. И как знать, может быть, если они отбомбились бы первыми, то не разворошили бы они «осинное гнездо»?
Финны отметили три волны с 7.00-7.40 первая 6-8 Ил-2 и 3 Харрикейна, вторая 8 И-153, 2 И-15 и 2 Харрикейна, третья 4 двухмоторных бомбардировщика. Малое количество отмеченных истребителей прикрытия, скорее всего объясняется тем, что это были истребители подавления, а как я выше написал, при отсутствии воздушного противника остальные истребители должны были присоединится к группе подавления зенитчиков. Но скорее всего этого не случилось. Первыми атаковали Ил-2. На втором заходе ЗА были сбиты двое из них, Илы были одноместными. Один Ил-2 горящим вошёл в отвесное пикирование и упал на окраине аэродрома. Самолёт был полностью уничтожен, и как пишут финны:-« От пилота остались одни клочья». Другой Ил-2 упал, его обломки раскиданы были широко. Пилот скорее всего капитан, умер сразу, у него забраны документы и карта, из которой следует, что самолёт действовал с Кемского аэродрома. В ходе налёта погибли следующие пилоты 17-го ГШАП. Ветеран полка старший лейтенант, зам.комэска, Конский Алексей Иванович 1919 г.р., который служил в полку(тогда ещё 65 ШАП) с самого начала войны, и был награждён Орденом Красного Знамени. На момент гибели имел 150 боевых вылетов на И-15/153 и 15 боевых вылетов на Ил-2. После гибели командованием ВВС 26 А представлен к ГСС, командование ВВС КФ наградило орденом Ленина. Это скорее всего у него финны изъяли документы. Вторым погибшим был мл.лейтенант Савоничев Михаил Николаевич, командир звена 17 ГШАП. До этого служивший в звании ст.сержанта в 668 НБАП, и на самолёте Р-5 совершил 37 ночных боевых вылетов, после расформирования полка переведён в 17 ГШАП, где успел совершить 10 боевых вылетов. Представлен к званию ГСС, в итоге награжден Орденом Ленина. В наградном сказано:-«При повторном заходе ППО лично поджёг два бомбардировщика противника. При выходе после атаки, весь зенитный огонь принял на себя. Чем хотел (вот тут вопрос...А хотел или он?) , отвлечь от ведущего командира, в упор расстреливая огневые точки , тов.Савоничев обеспечил безопасность выхода из атаки командира, и остальным самолётам ведомых лётчиков. В этом бою погиб смертью храбрых.»
Вторая волна как писал выше состояла из 3 И-15 бис( ВАП с гранулированным фосфором) и 8 И-153. Два финских младших сержанта заметили в своём рапорте что в 7.10, И-153 летящий над землёй, над северной оконечностью аэродрома, пролетая над укрытием аэродрома, сбросил фосфор, который уже в воздухе вспыхнул. Накрыв стоянку Fokker C.V "FO-68". Мл.сержанты увидели, что местность вокруг самолёта в огне, а так же то, что самолёт горит. Вскоре прибыла пожарная команда немцев, и приступили к тушению самолёта.
3 волна из бомберов , отбомбилась безрезультатно. В 8.25 над аэродромом пролетели 2 Пе-2, которых обстреляли з.о., безрезультатно.
Наши заявили, что 12 самолётов уничтожено, сожжены мастерские, и уничтожено 7 автомашин. Наши потери 2 Ил-2 и 1 И-15 был подожжён З.А., но смог выйти из под огня, и совершить вынужденную посадку в 30-50 км с-в от Тикшозеро. Пилот раненый вышел к своим.
Потери финнов: Fokker C.V FO-68 уничтожен, Fokker D21 FRw-144 тяжело повреждён, выведен из строя на 7 месяцев. Ещё один Фоккер получил «гранулу»« в стабилизатор. Потери личного состава были такие. Финны потеряли 3 человек легко ранеными, и одного тяжело раненым. Так же у унчтоженных/повреждённых самолётов был ранен один немец. I/Flak.Rgt 47 потерял убитыми одного, и ранеными 5 человек. Кто сбил штурмовиков, мне так и не понятно. Просмотрел дневники финских арт.частей ПВО, и отсутствуют 101 Kev.It.jaos (101 арт.взвод ПВО), 264 It.KKK (264 рота зен.пулемётов). Так что у меня заявок нет, это могли быть как немцы, так и финны.
P.S. Фото в выставлю в другом посте.