Первая потеря Lentolaivue 14 в Карелии.

Feb 06, 2025 02:21


Наступавшая на Ребольском направлении 14-я ПД финнов, до середины августа не имела авиационных частей в собственном подчинении. Противостоящая ей Оперативная группа Ребольского направления так же не имела своих самолетов. С финской стороны иногда прилетали Бленхеймы и Лизандеры в качестве разведчиков и попутно сбрасывающие бомбы на выявленные цели. Наших иногда поддерживали СБ из 72-го СБАП.



Для поддержки 14-й ПД финским командованием была воссоздана из «пепла» Lentolaivue 10. Материальную часть собирали с «бору по сосенке»: из состава LeLV 32 прибыли 3 Харрикейна Мк.I, из состава LeLV 42 и T-LeLV 17 прибыло 4 Фоккер С V, из LeLV 15 4 поплавковых Райпона. Действовать эскадрилья начала 20 августа 1941 с аэродрома Онттола, в сентябре перелетев на бывший советский аэродром Тикшозеро, ставший основной финской авиабазой на этом направлении. 18.09.1941 3/LeLV 30 получило приказ прибыть в Тикшозеро(став 1/LeLV 10), и уже 21.09.41 первые 6 Фоккер Д-21 (с двигателями Твин-Уосп) прибыли на аэродром (ещё 3 прибыли спустя 4 дня, и последний прибыл 01.10.41). Харрикейны же совершив 57 б/в убыли 23.09.1941, правда не в полном составе. 16.09.41 Харрикейн HC-458 капитана Хейкки Калайя в 16.20 взлетел на разведку и штурмовку дороги Ругозеро-Кочкома. Обратно не вернулся. Позднее, был захвачен наш пленный, который рассказал, что в ходе штурмовки колонны самолет столкнулся с деревом и упал у дороги между 32-34 километрами. Но вполне возможно, что Харрикейн сбит пехотой.

В конце октября 1941 финское командование произвело перегруппировку ВВС на Ребольском направлении. LeLV 10 расформировывалась, в связи с тем, что 21.10.41 LeLV 14 получила приказ прибыть в Тикшозеро. Из LeLV 10 ещё 15.10.41 Райпоны убыли обратно в LeLV 15, затем Фоккеры С V образовывали 3/LeLV 14 (прежнее 3-е звено эскадрильи на Фоккер С X переходило в состав LeLV 16). 1/LeLV 10  на Фоккер Д-21 (с двигателями Твин-Уосп) переходило в подчинение LeLV 14 в качестве истребительного прикрытия, с возвращением старого наименования 3/LeLV 30.

С 01-15.11.41 на Ребольском направлении у финнов сосредоточилось 2 звена Фоккер Д-21 с двигателями «Меркури», 1 звено Фоккер Д-21 с двигателями «Твин Уосп», и одно звено Фоккер СV.  На этом направлении с 18.09.41 по начало ноября 41-го работал 152 ИАП, который нивелировал активность финской авиации. Но в начале ноября 41-го полк убыл на перевооружение на истребители Харрикейн. После перевооружения, до описываемых событий(01.12.41), полк занимался в основном сопровождением бомбардировщиков.

Фоккеры развили бурную деятельность, выполнив за ноябрь 1941 (c 18-28.11. не летали из за плохой погоды) 129 б/в на Фоккер Д 21, 5 на Фоккер С V, производя разведку и обстреливая из пулеметов войска и коммуникации. Мало того, что 27 СД 2-го формирования (так стала именоваться Оперативная Группа Ребольского направления) лишилась истребительного прикрытия, так она еще и не имела зенитных средств т.к. дивизия образованна из разнообразных батальонов, которые формировались из запасных по мобилизации. Единственные кадровые части -337 СП и 2 дивизиона 491 ГАП 54 СД, вошедшие в состав 27 сд(как 239 СП и 53 АП), еще в середине-конце июля 1941, потеряли все тяжелое вооружение в Емельяновском «котле». В итоге в дивизии из средств ПВО имелся лишь один зенитный пулемет (на 30.09.41), скорее всего счетверенный пулемет Максима (огонь из такого пулемета отмечали финские пилоты). В ЖБД 27 СД приводятся лишь отдельные случаи результатов финских штурмовок, и это не конечно не полные данные: 12.11.41 были людские потери; 13.11.41 убита лошадь 53 АП; 18.11.41(скорее днем ранее, т.к. в этот день Фоккеры взлетели, но вернулись из за плохой погоды) сожжены 2 автомашины; 30.11.41 в дер. Тунгуда сгорели 4 дома, ранено 3 человек, убита 1 лошадь из 53 АП, 1 1,5 тонная машина выведена из строя. Стенограмма переговоров комдива Козлова со штабом Кемской оперативной группы, дает такую картину деятельности финской авиации:-«....но главное, что следует подчеркнуть, это авиация противника группами 3-8 самолетов не дает покоя. Причем до нахальства бреющем полетом обстреливает даже отдельно следующих конников по дороге. Таких вылетов, в течении дня, бывает от 2 до 3 по примерно следующему расписанию, первый вылет от 8 до 10, от 15-16 и 19 и позже. Хотелось бы, чтобы наша авиация повторила свою активность на нашем направлении. Было ведь счастливое время, дней 10-12 тому назад работала наша авиация и тогда стервятники противника действовали с большой осторожностью. Конечно борьбу ведем, но это все не то, надо иметь-зен.арт. и авиацию». Из другой стенограммы переговоров от 08.12.41, следует, что из за авиации противника был отдан приказ запрещающий дневную работу гужевого и автотранспорта. 01.12.1941 бойцам 27 СД удалось все таки поквитаться с финскими Фоккерами.

01.12.1941

Деятельность LeLV 14 в этот день началась с того, что в 08.55-10.30 вылетали 3 Фоккер Д 21 для разведки железных и автомобильных дорог. В ходе вылета Фоккеры в дер. Елетьозеро сожгли один дом. На дороге Кочкома-Реболы обстреляли 2 лошади и сожгли 1 автомобиль. Эта тройка благополучно вернулась на аэродром. Одновременно с Тикшозеро стартовала еще одна тройка Фоккеров.

Донесение о результатах разведки № 396.

«Хассинен-Хольм-Хакулинен. 3 FR. Высота 700.

Время 08.55-10.25. На дороге Елетьозеро - линия фронта 9 автомобилей и 20 лошадей, повозки и 6 всадников. Главное направление движения на запад. Автомобили обстреляны, 2 сгорели, обстреляли множество лошадей. На аэродроме с восточной стороны Елетьозеро заграждения. Другие работы по постройке укреплений не замечено. Зенитный пулемет стрелял с прежнего места. Вянрикки Хольм, вероятно получил попадание в двигатель, развернулся в сторону нашей территории, но из за слишком низкой скорости упал в 1,5 километрах от линии фронта, на русской стороне. Самолет довольно круто упал на землю, развернувшись(от удара?), оставаясь на правой стороне (на правом борту). Фюзеляж и левое крыло выглядят целыми. Пилот оставался в самолете спустя около 10 минут после падения. Замечено, фонарь кабины откинут. Пилот не движется, возможно потерял сознание. Его лицо было в крови. Время падения 09.50».

Из вылета не вернулся Fokker D XXI  с бортовым номером FK-104, ветеран Финской войны, налетавший к этому времени 304 часа и на этом самолете одержано 3 личных и 1 групповая победа. Пилот вянрикки Лаури Хольм, так же являвшийся ветераном Финской.

На следующий день был произведен вылет 2-х Фоккеров в 08.30-09.30, пилоты Хассинен-Тайнио, в район падения самолета. Финны отметили, что пилота нет, крылья и обшивка фюзеляжа ободраны. Обломки замаскированы хвойными ветками. Произведена попытка поджечь обломки огнем из пулеметов, но безрезультатно.

ЖБД 27 СД об этом случае говорит следующее:-«Авиация противника продолжала активничать, в течении дня сделано три налета самолетами противника 3-6 шт. особо сильный обстрел пулеметным огнем велся по сараям, занимаемым конским депо на 19 клм. В результате там убито 9 лошадей. Производимым обстрелом дорог противником выведено из строя 3 автомашины и убито 3 лошади. Нашей зениткой сбит один самолет противника Фоккер №104 одноместный, летчик убит пулей в голову. На самолете было 4 пулемета из них 3 пулемета в исправности. Самолет упал у нашего переднего края. Документов, кроме двух топографических карт у летчика не было.... ».

Стенограмма переговоров от 08.12.1941 примерно дает картину сбития:-«Авиация противника систематически нас беспокоит, поэтому приняты следующие мероприятия: 1) установлено дежурство руч. пулемета в каждой роте. 2) зен. пулеметы всегда наготове. Подразделения вторых эшелонов получили приказ, по снижающимся самолетам ниже 400-т метров вести залповый огонь. За это время нами, как вам видимо доложено, сбит один самолет противника на нашей территории подразделениями Горохова (345 СП 27 СД). Из самолета было изъято труп офицера, парашют, 4 пулемета и другие трофеи, рация.... ».

Ну и в личной карточке убитого Лаури Хольма есть такие сведения:-« Захваченный пленный сообщил, что у него(Хольма) был проломлен лоб и попала пуля в спину». Из чего можно составить картину. Получив пулю в спину, развернулся в свою сторону и потерял сознание. От удара об землю проломил лоб.

14 пд, lelv 10, 27 сд, lelv 14

Previous post
Up