Тройное невезение пилота M.S.-406.

Feb 13, 2023 01:22


Юрьё Вильгельм Пуллиайнен родился 28.04.1918 в Савонлинне. После окончания авиашколы аликерсантти Пуллиайнен 13.02.40 прибыл в свежеобразованную LeLV 28 на «Моранах», и за ним был закреплен борт MS-325 (c 29.02.40). Каких бы то не было достижений, за ним в Зимнюю не числится, но он продолжает служить в эскадрилье. За Зимнюю войну награжден Медалью Свободы 2 степени, и Медалью участника войны. 15.04.41 поступает на курсы офицеров ВВС, но 17.06.41 их не заканчивает, скорее всего в связи с мобилизацией( продолжит курсы с 7.11-17.12.41).

С начала новой войны входил в 3/LeLV 28 и за ним был закреплен MS-305. 14.07.1941 вечером 7 Моранов под командованием лейтенанта Юхани Руусканена, перехватили 5 СБ у Толвоярви и аликерсанти Тойво Томминен сбил одного, а другого подбил, но добить не смог т.к. кончились боеприпасы. Финны пишут, что при возвращении MS-610 получил попадание с земли. Скорее всего был пробит бак, т.к. самолёт не долетел до аэродрома и был уничтожен при вынужденной посадке. Пилот Юрьё Пуллиайнен получил ранение/трамву. Это была первая боевая потеря Моранов в новой войне, а так же первый потерянный Моран с 600-ми номерами(MS-610 налетал всего 20 часов 10 минут), которые Финляндия закупила у немцев.



1.09.1941 Пуллиайнен одержал свою первую и единственную победу. Тогда четверка Моранов, под командованием лейтенанта Лупари, встретилась в 14.30 (фин.время) с восемью И-153. 3 И-153 остались прикрывать отход и вступили с Моранами в бой, по результатам которого Лупари разделил победу с Пуллиайненым. И эта победа, скорее всего,  подтверждается нашими данными. Из оперсводки №135 Штаба ВВС 7 А к 24.00 01.09.1941:-«197 ИАП в период 14.30-19.36 штурмовыми атаками и бомбардированием уничтожали автоколонны и обозы противника на дорогах в районе Пускусельга, Нинисельга, Гушкала, Кукшегоры... В районе Нинисельга были встречены 3 Ме-109, в результате воздушного боя сбито 2 Ме-109. Один свой самолёт И-153, летчик Юрилин, не возвратился на аэродром, причина не установлена....». В нашей сводке нет времени боя, но место боя совпадает на все 100%. Да и 26-эскадрилья заявок в этот день не делала.

11.09.1941 в 10.20 взлетели 3 Морана, под командованием лейтенанта Вариса. Задачей вылета было разведать дорожное движение по дороге Пряжа-Святозеро-Кашаканы. После выполнения миссии, финны решили проштурмовать советские транспортные средства в районе Вагвозеро. Советские солдаты не растерялись, а влупили по Морану Пуллиайнена (MS-312). Он взял прямой курс на базу и и стал набирать высоту, в то время как его двигатель сильно задымил. Из под нижней части двигателя показалось пламя, и когда оно достигло кабины, Юрьё выпрыгнул из машины с парашютом на высоте 700 метров. Приземлившись в районе Матчезеро, и сразу покинул место приземления, и совершив 70 километровый марш вышел в районе д. Кинелахта. Он изрядно блуданул, т.к. взял курс на запад, а вышел на северо-западе. Если бы он по какой то причине задержался на месте приземления, то был бы найден солдатами финского 56 ПП. Самолёт Пуллиайнена скорее всего приземлили солдаты 1061 СП 272 сд, которые в этот день 01.00 ночи стали отходить с занимаемых позиций в районе Вагвозеро. Можно только представить, что было на душе у пилота, который уже второй раз был сбит с начала войны.

30.03.42 он получает первое офицерское звание , 30.06.43 награжден Крестом свободы 4 класса, и наконец 24.05.44 получает звание лейтенанта.

Роковой день 28.06.1944.

Финская версия. В 13.20 взлетели 4 Морана с задачей прикрытия своих войск в районе д.Юстозеро. Финны вступили в бой с двумя Аэрокобрами, и в ходе воздушного боя финская пехота решила помочь своим, всадив из «Слонобоя»(20-мм противотанковое ружье обр.39г-20 L/39) в Моран Пулииайнена. Самолёт под крутым углом упал на землю, взорвался и сгорел. Участники боя Хаттинен и Вахтикари подтвердили обстрел своими.

Я пролистал все какие можно журналы- пехотные части которые там были, артиллеристов, зенитчиков, но авторов «победы» с финской стороны так и не нашёл. Есть приказ в котором указывается, что пехотные части на марше прикрываются из ПТР. Зенитчики (некоторые) видели бой. И лишь в документах Jääkäri Osasto II AK (егерский отряд 2-го армейского корпуса) сказано примерно следующее:-« 14.00 над расположением отряда разгорелся воздушный бой. Советские самолёты сбежали с поля боя, но один наш самолёт сбит и сгорел. Пилот лейтенант погиб. Насколько мы можем судить, самолёт сбит своим ПТР».

Советская версия.ЖБД 1-й ГСАД(Память Народа).

28.06.44 «13.26-15.00 2 Аэрокобры (имеется в виду 19 ГКАП) прикрывали наши войска на Поросозерском направлении, в воздухе получили команду «Сокола» найти тяжелую батарею в районе Поросозеро. Попутно с разведкой произвели атаку 5 автомашин, в результате атаки 1 автомашина загорелась. В районе Совдозеро заметили на Н=500 1 Моран, который был атакован гв.мл. лейтенантом Жученко и сбит. Самолёт противника упал в районе Чинозеро. В это же время на 800 метров выше находились 3 Ме-109, пытавшиеся атаковать наши самолёты, 2 Аэрокобры из под атаки вышли и оторвавшись от противника ушли пикированием к себе на аэродром. Израсходовано 47 снарядов 37 мм и 340 крупнокалиберный Браунинг-0,5. Налёт 3.08.«

Из донесения нашего и финского (егерский отряд) складывается вроде бы общая картина-бой был скоротечен, у финнов советские самолёты сбежали, у наших вышли из боя под атакой 3-х Ме 109. Еще, что бросается в глаза, наши рассмотрели Моран, но самолёты находящиеся выше их приняли за »мессеры«, хотя это тоже были Мораны. Т.е. Моран Пуллиайнена был у них как на ладони. Что делал Пуллиайнен ниже своих пилотов на 800 метров, так и останется загадкой, но и главная деталь, его высота полёта составляла 500 метров. Насколько успешно, с открытого прицела, на такую высоту можно бить без опыта по высокоскоростной цели? Вполне возможно, заметив атаку Кобр финны открыли огонь из ПТР, пытаясь прикрыть свой ничего не замечающий истребитель (тут вопрос к 3-м финским пилотам, которые прозевали наших. Наши тоже выйдя в атаку прозевали, что сверху есть ещё 3 Морана), и вполне возможно могли попасть по своему. Но анализ потерь финских Моранов, всё таки говорит о том, что »лучшим другом« Моранов в 1944 была Аэрокобра, от которой финны понесли почти все потери в 1944 году.

Ну и ещё чтобы хотелось сказать. Этот пилот стал своеобразным рекордсменом в финских ВВС, будучи трижды сбитым. История про пилота финских ВВС, который не хватал Крестов Маннергейма с неба, а просто тянул лямку пилота финских ВВС.

ms-406, 1 ГСАД, 19 ГКАП, lelv 28

Previous post Next post
Up