Екатерина II. Личное пространство

Oct 20, 2019 20:21


15 октября мы irensaratov, evgeny_yurshin и pantv не без участия spbblog побывали в Екатерининском дворце на презентации совместного реставрационного проекта ГМЗ «Царское Село» и ПАО «Газпром», который подразумевает воссоздание восьми интерьеров, оформленных в XVIII в. Чарльзом Камероном: Синего (Табакерки), Зеркального и Серебряного кабинетов, Опочивальни, Купольного и Китайского залов, Туалетной и Рафаэлевской комнат.

О том, что в залы второго этажа Зубовского флигеля осенью войдут реставраторы, впервые услышали с Ириной на открытии выставки «Английский вкус императрицы» и с тех пор жаждали подробностей. И вот, благодаря пресс-туру, наше любопытство было удовлетворено.





Итак, Зубовский флигель Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца был реконструирован в 1779-80-х гг. по проекту Юрия Фельтена. На втором этаже Екатерина II обустроила для себя личную половину, пригласив для работы над интерьерами Чарльза Камерона. Шотландский архитектор использовал в отделке новые необычные для того времени материалы: синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, зеркала; установил камины вместо громоздких печей; применил белоснежную лёгкую лепку вместо объёмной золочёной резьбы. Всего Камерон оформил десять залов, убранство которых впоследствии было утрачено во время Великой Отечественной войны.

В 2010 г. был восстановлен Арабесковый зал,



в июне текущего года открылся для посетителей Лионский.









Открытие восьми оставшихся состоится в 2023 г. На реставрацию пяти из них (Опочивальни, Купольного зала, Синего (Табакерки), Зеркального и Серебряного кабинетов), спроектированных вскоре после войны А. А. Кедринским, уже объявлен конкурс; параллельно разрабатывается документация для воссоздания Китайского зала, Туалетной и Рафаэлевской комнат.



Директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Владиславовна Таратынова и представитель ПАО "Газпром" Елена Георгиевна Давыдова

Давайте же прогуляемся по апартаментам императрицы и с помощью акварелей, фотографий довоенного времени и автохромов 1917 г., на которые, помимо авторских чертежей, опираются в своей работе реставраторы, попробуем представить, что же нас ждёт через четыре года.



«Китайский зал - самый большой среди личных покоев императрицы. Он представлял собой своеобразный музей, где были собраны уникальные коллекции из китайских, японских и монгольских предметов искусства из лака, фарфора, металла, дерева и кости. Модную китайскую тему автор интерьера Камерон интерпретировал, используя в украшении зала как подлинные предметы восточного искусства, так и изделия в стиле «шинуазри»: камин, мебель, осветительные приборы были выполнены по его проекту.



Акварель Луиджи Премацци, 1854 г.

Стены Китайского зала украшали панно коромандельского лака. В середине XIX века архитектор Ипполит Монигетти изменил архитектурное убранство зала, сохранив при этом наиболее интересные экспонаты - покрытые тонкой резьбой ручной работы коробочки и вазы красного пекинского лака; шахматы из слоновой кости; фарфоровые блюда и вазы; нюхательные флаконы из хрусталя и нефрита; фигурки божков из цветных камней. Вдоль стен были расставлены живые растения и цветы. Китайский зал предназначался для ожидания статс-секретарей приёма императрицы, которых она принимала в своих личных комнатах, чаще всего - в Серебряном кабинете» [здесь и далее цитируется историческая справка, предоставленная коммуникационным агентством АГТ].



Автохром, 1917 г.

Больше иллюстраций: https://tsarselo.ru/photos/1457.

Из всего великолепия сохранились два щита паркета, мраморный портал камина, шёлковые красные с белым золотом портьеры, части декоративных фарфоровых падуг и фрагмент живописи на оконном откосе.



Восстановление этого зала специалисты считают одной из самых сложных задач. Например, нужно определить подробный перечень канонических сюжетов, изображённых на лаковых панно. Царскосёлов консультирует сотрудник Эрмитажа М. Л. Меньшикова - лучший специалист по шинуазри и китайскому искусству в Петербурге. Также будут привлечены эксперты и технологии из Китая.

«Купольная столовая (купольный зал) входила в число сугубо личных комнат Екатерины II и служила приватной столовой: интерьер был виден только через открытые двери Китайского зала. Это единственное помещение на частной половине, имевшее купол. В двусветном (высотой более восьми метров) зале был использован оригинальный приём - купол поддерживали двадцать деревянных колонн, окрашенных под порфир; росписи и тончайшая лепка между люнетами, медальоны на парусах и наборный паркет (из восьми пород привозной древесины) служили украшением комнаты, в центре которой стоял круглый стол, сервированный фаянсовым сервизом с изображением сельских полевых цветов, изготовленным на английской фабрике Веджвуд».



Из письма А. Кучумова А. Зеленовой от 27 апреля 1944 года: Купольный зал, пустая каменная коробка и пара Рашеттовских медальонов над дверями, это все... [цитируется по: https://tsarselo.ru/content/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-kupolnaja-komnata-zubovskii-fligel.html].



1944 г.

Здесь трудность состоит в том, что все кессоны, которыми декорированы своды и плафон, отличаются друг от друга. Но на фотографии эти различия не видны. Поэтому здесь всё будет зависеть от мастерства реставраторов.



1930-е гг.

Больше фотографий: https://tsarselo.ru/photos/2004

«Интересна история Серебряного кабинета: над его созданием работали почти все архитекторы императрицы, но, к сожалению, материалов, свидетельствующих об участии Чарльза Камерона в создании Серебряного кабинета в 1779-1780 годах, не сохранилось. Модель зала была изготовлена в 1778 году зодчими Юрием Фельтеном и Ильей Нееловым; в 1791 году переделать Серебряный кабинет было предложено архитектору Джакомо Кваренги.



1930-е гг.

Важная роль в убранстве Серебряного кабинета была отведена камину и зеркальной раме над ним. Во всех личных комнатах Екатерины II Камерон вместо печей установил камины. Самое большое зеркало в кабинете было украшено по периметру живописными картинами, выполненными художником Джованни Батиста Дель Эра в технике энкаустики, а в простенках между зеркалами были размещены пилястры с росписью.



1944 г.

С 1780 года в Серебряном кабинете императрица Екатерина II принимала исторические решения; выслушивала доклады своих министров и секретарей; подписывала указы; принимала важных государственных деятелей. Именно в этом кабинете был подписан указ об аресте Александра Радищева и сожжении его книги «Путешествие из Петербурга в Москву».



1944 г.

Больше иллюстраций: https://tsarselo.ru/photos/1455

«Опочивальня состояла из двух частей: большая - с камином и диваном, и меньшая - с альковом за зеркалом, где находилась кровать, стенным шкафом для белья, чайной посуды и других, необходимых для такого интерьера предметов. В этой спальне впервые в России так широко было использовано стекло и зеркала. Архитектор добился исключительного эффекта: зеркала словно раздвигали стены, тридцать девять колонн с бронзовыми позолоченными базами и капителями лилового (или «аметистового», как его называли в XVIII веке) стекла украшали интерьер. Рисунок плафона был повторён в рисунке паркета. Спальню украшали произведения из неглазурованного фарфора, выполненные на мануфактуре Веджвуда».



Автохром, 1917 г.

Больше иллюстраций: https://tsarselo.ru/photos/1680



1949 г.

Из спальни одна дверь вела в туалетную, другая - на первый этаж, где проживали избранники императрицы. «Лестница фаворитов» воссоздана, но пока никуда не ведёт.



Зам. директора по реставрации Наталья Николаевна Кудрявцева

«Синий кабинет относился к любимым покоям Екатерины II, которая назвала его за миниатюрные размеры Табакеркой. Именно в этом кабинете императрица любила отдыхать в обществе особо приближённых лиц. Стены «Табакерки», по замыслу Камерона, были облицованы молочно-белым и синим полированным стеклом, украшенным золоченой бронзой. Двери обрамляли колонны из синего стекла; над ними - изящный фронтон. В дань моде того времени - в память военных побед России над Турцией - здесь стоял диван в восточном стиле, обитый шёлком синего цвета. Кабинет украшал уникальный мебельный гарнитур, состоящий из изящного столика и двух банкетов из синего и белого стекла с бронзовыми украшениями.

Во второй половине 1780-х годов часы послеобеденного отдыха Екатерина посвящала чтению Шекспира; здесь она написала цикл хроник: «Начальное управление Олега», «Историческое представление из жизни Рюрика» и незавершенную - «Игорь», имевших подзаголовок «Подражание Шекспиру без сохранения театральных обыкновенных правил». Зимой эти пьесы ставились в Эрмитажном театре Зимнего дворца».



Акварель Эдуарда Гау, 1860-е гг.

Больше иллюстраций: https://tsarselo.ru/photos/1893



Последний раз эти комнаты видели посетители дворца-музея 22 июня 1941 года.  После войны, по воспоминаниям А. И. Зеленовой, "в знаменитой «Табакерке» вся нижняя часть стен, чуть ли ни на метр от пола, отколота. Уникальные плафоны выдраны клочьями". Среди груд битого стекла удалось разыскать лишь мелкие фрагменты, а в эвакуации бережно сохранили единственный предмет - стеклянный столик [https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-sinii-kabinet-tabakerka-zubovskii-fligel.html], который был представлен на выставке «Английский вкус императрицы».



«Зеркальный кабинет - это небольшое камерное помещение с двумя окнами в сад и дверью на Зеркальную площадку - крытую террасу с колоннами. В жаркие летние дни у одной из стен ставили обтянутый зеленым сафьяном диван и стол для занятий императрицы, где она работала по утрам. Все стены и двери кабинета были оформлены зеркалами, разделенными узкими майоликовыми пилястрами, потолок украшен живописью в стиле итальянского Возрождения; большой элегантностью отличался паркет наборного дерева. В Зеркальном кабинете императрица два раза в неделю разбирала иностранную почту и отвечала на письма, здесь же она любила заниматься бумажными слепками».



Автохром, 1917 г.



1944 г.

Больше иллюстраций: https://tsarselo.ru/photos/2208

Зам. директора по реставрации Наталья Николаевна Кудрявцева рассказала, что  практически полностью сохранился паркет этого зала. А когда меняли дверь, в простенках обнаружили каминные ниши, которые будут восстановлены.


«Между Зеркальным кабинетом и Туалетной находилась Рафаэлевская - небольшая проходная комната с одним окном в парк и дверями, ведущими в Туалетную и Зеркальный кабинет. Все стены Рафаэлевской были украшены гравюрами с картонов Рафаэля, мотивы которых были почерпнуты им при раскопках Золотого дома Нерона в Риме. Мысль устроить при Эрмитаже в Санкт-Петербурге залы с копиями фресок ватиканских Лоджий появилась у Екатерины II в сентябре 1778 года. Постройка Лоджий, устройство и размещение в них фресок были поручены Джакомо Кваренги, который завершил работу в 1787 году.

В ожидании грандиозного чуда в Эрмитаже в летней резиденции Царского Села в 1783 году был осуществлен скромный вариант. «Покой» был выкрашен белой краской и украшен эстампами известного итальянского живописца и рисовальщика Джованни Вальпато, который был одним из апостолов новых эстетических вкусов, способствовавших продвижению идеалов классицизма в искусстве и нового «римского» стиля - в орнаментике».


«Окна Туалетной выходили в парк. Стены тёплого розового тона были элегантно отделаны в виде сложных декоративных порезок из алебастра и картин - небольшого формата, круглых, прямоугольных и квадратных, изображающих цветы, фрукты, пейзажи и пасторальные сцены. В этом помещении Екатерина II обычно готовилась к торжественному выходу; здесь ее причёсывали, одевали, украшали драгоценностями. Здесь она переодевалась и отдыхала после больших приемов; здесь же находилась ванна, тщательно закрытая кушеткой».



1930-е гг.

Больше иллюстраций: https://tsarselo.ru/photos/1922

На проектирование двух последних комнат конкурс ещё не объявлен, но в связи с их размером и более простой отделкой, возможно, они будут готовы раньше всех остальных.



Параллельно продолжаются работы над Александровским дворцом, Фермой и павильонами Александровского парка: Ламским и Пенсионерной конюшней. Кроме того, в следующем году планируют приступить к реставрации Китайского театра. А я, пожалуй, занесу в календарь на 2023 г. посещение Зубовского флигеля))

Благодарю коммуникационное агентство АГТ и пресс-службу ГМЗ "Царское Село" за организацию пресс-тура и предоставление исторической справки с иллюстрациями.

достопримечательности, spbblog, отчёты, царское село, екатерининский дворец, спбблог, зубовский флигель

Previous post Next post
Up