Люблю посещать производства. И не только потому, что на твоих глазах происходит волшебство, когда один предмет (или несколько) превращается в другой, но и потому, что мне нравится общаться с созидающими, увлеченными, успешными людьми. Поэтому сразу же откликнулась на предложение
upsya в
spbblog посетить машиностроительный завод “
Армалит”.
Находясь на заводе, не понимала, на каком языке говорят эти люди. Вроде, на русском. И слова почти все понятны, но вот в целом о чём речь... Особенно запомнились трехэксцентриковые дисковые затворы (они же дисковые затворы с тройным эксцентриситетом). Всегда думала, что эксцентрик - это "человек, отличающийся нестандартным поведением, лежащим в пределах клинической нормы" или "амплуа циркового или эстрадного остро-характерного комика, исполнительская манера которого изобилует гротесковым изображением резких, алогичных и нелепых действий персонажа". Оказалось, что это еще и вид валовой конструкции.
Итак, что производит "Армалит" и что это за три эксцентрика? Давайте разбираться вместе!
"Армалит" специализируется на производстве судовой арматуры, причем
делает это уже 140 лет.
Что же это такое? Чтобы корабль нормально функционировал, ему нужны различные системы: подачи газа и воды, кондиционирования, очистки, пожаротушения и др. Эти процессы осуществляются по трубопроводам, основной составляющей частью которых являются трубы. Но есть и дополнительные элементы, призванные защищать от поломок, контролировать давление и температуру, обеспечивать бесперебойный процесс: клапаны, задвижки, затворы и прочее. Это и называется судовой арматурой.
А вот и тот самый трехэксцентриковый дисковый затвор, дающий высокую герметичность и способный работать с агрессивными, сложными или концентрированными средами (кислоты, углеводород, аммиак и др.).
ЧАСТЬ I. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Открыл пресс-конференцию генеральный директор АО «Армалит» Александр Викторович Кузнецов, который подвел основные итоги года и рассказал о тенденциях развития российского арматуростроения.
Коснулись и истории завода:
"История предприятия берет свое начало в 1878 году, когда саксонец Рудольф Грош основал на Каменноостровском проспекте, д. 9-11, литейно-арматурный завод. Трудилось на нем 120 рабочих, выпускала фабрика пожарные трубы и арматуру для котлов. В 1887 году завод был приобретен товариществом «Лангензипен и Ко». Братья Лангензипен сумели превратить никому не известный заводик в огромное предприятие, имеющее сеть филиалов в Москве, Риге, Киеве, Харькове, Варшаве, а также представительства в четырнадцати городах империи. (Имя Лангензипен долгие годы оставалось брендом завода - даже тогда, когда формально предприятие носило другие наименования). Здесь стали выпускать водяную и газовую арматуру, приводные насосы, паровые и ручные пожарные трубы, арматуру для паровых котлов и машин. Освоили изготовление электрического и телефонного оборудования. В 1895 году на заводе трудилось 650 рабочих.
Завод пережил национализацию при большевиках, консервацию, подъем в 30-е годы XX столетия, работу в условиях блокады и бомбежек, эвакуацию на Урал во время Великой Отечественной. После снятия блокады Ленинграда на месте завода были руины. Но производство было восстановлено в кратчайшие сроки, а высокий уровень оснащенности производства, закладывавшийся при запуске восстановленных цехов, позволил организовать производство арматуры на принципах, отличных от применявшихся в довоенные годы.
В «лихие девяностые» положение на предприятии снова, как в революционные годы, становится крайне тяжелым, но в этот раз заводу удается сохранить производственные мощности, коллектив и профиль деятельности".
В настоящее время АО «Армалит» уверенно входит в пятерку крупнейших арматуростроителей России.
В 2018 году завод принял участие в проекте министерства экономического развития и "Росатома". Используя технологию "бережливого производства", удалось увеличить выпуск продукции шаровых кранов в два раза, а в 2019 году планируется прирастить объем производства еще на треть. Результат достигнут без каких-то существенных финансовых затрат, только за счет оптимизации.
За развитие производственных систем отвечает заместитель генерального директора Виктор Владимирович Ёлкин.
В структуру завода входит конструкторское бюро, которое активно разрабатывает новые образцы продукции, о которых поведал коммерческий директор Евгений Васильевич Коптяев.
В частности, мы узнали, что "Армалит" осваивает новые для себя рынки: АЭС, нефтехимию, ж/д, общепром и другие. А одним из методов конкурентной борьбы является снижение себестоимости изделий за счёт той самой оптимизации.
Чтобы производить актуальную продукцию, необходимо закупать современное оборудование (станки, термические печи, испытательные стенды) и модернизировать старое. Это - сфера ответственности первого заместителя генерального директора - главного инженера Михаила Сергеевича Смаковского.
Результаты его работы мы ещё сможем оценить на производстве, а пока вспомним о главном богатстве любого предприятия - о людях. О том, чтобы сотрудникам было комфортно работать, заботится директор по персоналу Елена Вячеславовна Веденская.
"Завод обеспечивает работой более 1200 человек и продолжает создавать новые рабочие места. Средний возраст сотрудников «Армалита» сегодня составляет 43 года, на заводе трудятся более 500 человек до 35 лет, а это - больше половины сотрудников, занятых в производстве.
За последние 4 года средняя зарплата выросла на 36%. «Армалит» активно сотрудничает с учебными заведениями Санкт-Петербурга (БГТУ "Военмех", СПбГМТУ, СПбПУ, СПб ГБПОУ "Петровский колледж") и принимает их студентов на производственную практику" [из пресс-релиза].
Пожалуй, хватит слов, айда смотреть цеха!
ЧАСТЬ II. ЭКСКУРСИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО
Но прежде, чем зайти в цеха, давайте взглянем на экстерьер старинных промышленных зданий.
Экскурсию для нас провел генеральный директор. Приятно, когда высшее руководство разбирается в тонкостях производственного процесса.
Самый антуражный цех - литейный.
Бесконечно можно смотреть, как льётся расплавленный металл.
Заливка форм:
Click to view
Участок приготовления форм по HOT-BOX процессу - изготовлению литейных стержней из песчано-смоляных смесей по горячей модельной оснастке, температура которой 200-250 °С.
Следуем дальше в один из механообрабатывающих цехов. Здесь уже современное оборудование.
Рядом с каждым станком установлены стенды со стандартами работы оборудования и организации рабочего места.
А это новейший цех в здании XIX века, отремонтированном после пожара. Как раз тут и производятся мои любимые эксцентрики.
Тут вкалывают роботы, которые осуществляют наплавку - наносят износостойкий материал на уплотнительную поверхность (там, где будут происходить запирания).
Обработка корпусных деталей требует высокой точности и повторяемости геометрических размеров. Поэтому все детали, которые идут на сборку, проходят проверку на координатно-измерительной машине.
Колдуют над эксцентриками:
Исследовательские стенды, использующиеся также для приемо-сдаточных испытаний. Климатическая камера, в которой изделия испытываются на устойчивость к температурам.
Перед ней - привод последнего поколения с электрическим двигателем (зелёненький). Рядышком привод на асинхронном двигателе. Разница в габаритах ощутима.
Следующий участок - сборочный.
Рабочие места, стандартизированные под конкретные изделия.
Говорят, что рабочие с закрытыми глазами могут протянуть руку и взять нужный инструмент.
Собранные изделия.
Автоматизированный склад деталей.
На этом наша экскурсия закончилась.
Остаётся добавить, что "основными задачами "Армалита" на среднесрочную перспективу является укрепление своего положения и вхождение в тройку лидеров за счет освоения новых рынков гражданского направления, но при этом с сохранением лидерства в сегменте военного кораблестроения". Желаю успехов, поздравляю со 140-летием и благодарю за открытость!