Как человек, очень далекий от производства, с огромным удовольствием использую любую возможность, предоставляемую
spbblog в лице
nau_spb и
"HeadHunter" в рамках акции #закулисьепрофессий, побывать на заводах и попытаться понять производственные процессы. 27 октября нас с
vikni,
mozila,
photozov,
tivir и
balu97 ждал
Ижорский трубный завод.
Пешеходов встретили на платформе Колпино, и, подхватив по дороге автолюбителей, привезли в офис. На входе стало понятно, что ИТЗ является частью "Северстали" - одной из крупнейших вертикально-интегрированных горнодобывающих и сталелитейных компаний в мире.
Первым делом я увидела лестницу. Как и печи, лестницы (особенно винтовые) - моя слабость. Ну разве не красота?
А непонятная коричневая штука внизу - это кусок трубы с автографом В. В. Путина, который побывал на торжественном открытии завода в 2006 году и расписался на первой выпущенной трубе.
Под чутким руководством менеджера управления по коммуникациям и работе с инвесторами Юлии Степаненко идем на инструктаж по технике безопасности, который нам провел специалист управления охраны труда, промышленной безопасности и экологии предприятий колпинской площадки «Северстали» Валерий Павлов. Особое внимание было уделено как раз-таки лестницам, по которым нужно передвигаться исключительно держась за поручни и не разговаривая по телефону или рации. Представители завода были настолько убедительны, что я теперь при виде лестницы первым делом цепляюсь за поручень))
Затем мы получили спецодежду и по подземному переходу отправились в один из цехов. Их, к слову, на площадке два: цех покрытий и отрузки труб и трубоэлектросварочный. О том, как из листа железа получается труба блогерам рассказывал мастер трубоэлектросварочного цеха Юрий Сирман.
Общий вид цеха:
Итак, лист металла загружают на конвейер.
Click to view
Первым делом кромке нужно придать V-образную кромку для сварки.
Click to view
За процессом следит оператор производственной линии.
Затем у листа немного сгибают края, чтобы станку было удобно его ухватить.
И вот, пожалуй, самое интересное: трубоформовочный станок.
Вот его механизм работы:
Click to view
Затем труба уезжает на первый стыковочный шов, а станок принимается за следующую. В день на заводе выпускают 216 труб, при этом брак из них - только 4 в месяц. Это очень маленький процент. Появление брака объясняется тем, что труба очень большая и тяжелая и может немного сместиться перед сваркой.
После технологического шва труба едет на основную сварку.
На трубу высыпается специальная крошка, которая плавится в электрических дугах. Затем специальным "пылесосом" сдуваются излишки.
Click to view
Итоговый шов контролируется рентгеном и ультразвуком, ведь основные заказчики "Газпром" и "Транснефть" предъявляют высокие требования к качеству.
Неподалеку лежит "дерево", на котором проверяется оборудование после переналадки и учатся молодые сотрудники.
Но процесс еще не закончен! Мы подходим вот к такому загадочному молодому человеку.
Его задача - срезать "хвосты" с обоих концов трубы. Они делаются из-за нюансов электросварки. В начальном и финальных этапах, когда дуга разгорается и затухает, могут быть дефекты из-за нестабильности работы. В итоге они попадают на эти "отростки", и само изделие не страдает.
Click to view
Ну и последний эффектный штрих - шлифовка.
Click to view
Гордость ИТЗ - возможность выпускать трубы длиной 18 метров (традиционная длина - 12 метров), что позволяет увеличить скорость работ и сократить количество сварных стыков в полтора раза, тем самым повышая надежность эксплуатации.
Еще одна особенность завода - территориальная близость листопрокатного цеха (ЛПЦ). Т. е., собственно, в соседнем здании производятся те самые листы металла, которые потом "сворачиваются в трубочку". Благодарю организаторов за то, что они показали нам работу ЛПЦ, потому что там меня "вштырило не по-детски" от грандиозности масштабов.
Представьте себе печь размером с огромный многоэтажный дом, в которой "жарится" сляб. Это кусок стали весом до пятидесяти тонн, привозимый в Колпино с Череповецкого металлургического комбината (тоже входящего в корпорацию "Северсталь").
Раздается паровозной гудок, ворота открываются и оттуда выезжают раскаленные слябы, которые подхватываются гигантскими клещами. Зрелище поистине грандиозное!
Click to view
Над конвейером, по которому проезжает сляб, оборудован металлический коридор. Но когда только поднималась на него по лестнице, жара стояла такая неимоверная, что мне все казалось, что фотоаппарат сейчас расплавится и потечет по руке)))
Click to view
Ну а затем лист прокатывают в широкополосном стане, и сляб превращается в штрипс, который, собственно и используется для призводства труб.
Click to view
Благодарю мастера Андрея Дудрова, который внимательно проследил за тем, чтобы ошалевшие от восторга блогеры вышли из цеха невредимыми, а также еще раз говорю спасибо всем организаторам за этот чудесный проект "Закулисье профессий".