Продолжим наши игры.

Nov 24, 2006 11:42

Астраханцы - чилимники



Чилим - чрезвычайно интересное растение вообще, а его орех - прекрасный пример традиционного продукта, некогда широко распространенного и любимого, а ныне почти полностью позабытого.

Сперва про сам чилим. У древних римлян была такая хитрая ловушка для вражеской конницы - "пяточная рогатка", CALCITRAPA. Остроотточеные шипы её впивались в копыта и не позволяли лошади идти дальше. Орех чилима с торчащим вверх шипом показался римлянам на неё похожим, отсюда и родовое латинское название - Trapa. Несколько видов чилима растут почти по всей Евразии и в Африке. Китайцы, индусы и японцы едят его с удовольствием и помногу. Африканское озеро Ньяса переводится как "жилище чилима", собирают его там сотнями тонн.

Вот и в России чилим ели веками, ибо по всей её территории рос он в изобилии. На базары привозили водяной орех мешками и бочками. И заготавливали его вполне традиционным для русской кухни образом - квасили.
В местах, где чилима было много, такое квашение было не менее популярным, чем огурцы или капуста.

И вот, ныне - чилим в Красной книге, а попробовать его уже и в свежем виде непросто. В астраханских ериках мне пришлось устраивать дальние заплывы промеж пиявок и ужей, для того, чтобы раздобыть пару-тройку орехов. А в том же озере Ньяса урожайность чилима - 600 кг на гектар...
И собирают его африканцы из года в год, а он все растет и растет.

Причина этой нашей потери - в чрезвычайном увлечении советской властью бессмысленным преображением природы. Все эти гигантские плотины и водохранилища не только затопили тысячи вековых деревень и сёл, кладбищ, церквей, памятников культуры, но и невероятным образом исказили природный баланс в бассейнах всех великих русских рек.
Мне довелось как-то пообщаться с человеком, который видел, как в 1958 году под свежепостроенной волгоградской плотиной скапливалось невиданное количество осетров, белуг, севрюг, белорыбицы, не могущих пройти на нерестовья - сплошные рыбьи спины на несколько километров вниз по Волге.
Отнереститься они так и не смогли и дохли сотнями тысяч.
Говорил, что даже самые рьяные энтузиасты строительства тогда призадумались...
Таким же образом почти пропали осетровые в Каме, сиг и сом в Волхове, лосось в Свири, белорыбица в северных реках.
И чилим тоже перестал повсеместно расти.
И только жители астраханской области еще могут кое-где отыскать несколько орехов, оправдывая свое давнее прозвище - чилимники.
Previous post Next post
Up