Сочиво, кутья, коливо, канун.

Jan 05, 2008 04:09

Преподобный Нестор Летописец Печерский, умерший в самом начале XII-го века, почти всю жизнь пребывал в стенах Киевско-Печерской Лавры. Сперва послушником, после пострига - иеродиаконом. Основным его послушанием в монастыре стало книжное дело.
Просто удивительно, как один человек смог своим писательским трудом оказать такое влияние на все наши представления о древней Руси - спустя девять веков мы вспоминаем его "Повесть временных лет", цитируя из него на память целые фразы. Порой даже не вспоминая авторство.
Как цитируем к месту и не к месту Грибоедова, Булгакова или Ильфа с Петровым.
Вот только первое, что в голову приходит: "Руси есть веселие пить", "Погибли, как обры", "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет", "Мать городам русским" - это всё из "Повести временных лет" преподобного Нестора.

Есть мнение, что "Повесть..." это обобщенный Нестором Летописцем труд нескольких киевских иноков, живших до него, к тому же - дополненный и после его смерти. Но это уже не важно, копирайт на века заслуженно получил именно Нестор.
А вот то, что никому у него не отнять, так это "Житие преподобного Феодосия, игумна Печерского", написанное иноком ещё в одиннадцатом веке. До нас и оно дошло лишь в списках. Но несомненное авторство Нестора никто не оспаривает - Феодосий был его наставником и духовником.
К чему это я, собственно...
А вот, к чему.
В "Житии преподобного Феодосия..." впервые упомянуто сочиво.
Звучит фраза так: "Напълнив три возы брашьна, хлъбъ, и сыръ, рыбъ, сочиво же и пъшено".
Брашно - ржаная мука или зерно, пъшено - пшено, это ясно. А сочиво здесь, представьте себе - чечевица. Во всяком случае так утверждают филологи.
У Даля синоним чечевицы - сочивица.
А "сочиво" - семянной сок или молоко: миндальное, ореховое, маковое, конопляное и пр., а также пища с соком этим, и более пища постная, каша, кашица и овощь.

Слово "Сочельник", тем не менее - пошло не от чечевицы, а именно от сочива - каши, пропитанной постным соком.
Которое всё-таки более известно как кутья.
И менее - как коливо или канун.
Кутья может быть и поминальной и предпраздничной. Первую мы сейчас вспоминать не будем. А вот канунная кутья ( её кое-где так и называли "кануном") была трёх видов - голодная ( в Крещенский Сочельник), постная ( в Рождественский) и богатая ( в Васильев вечер - на Новый Год).
Голодная кутья - просто распаренные или отваренные в воде зёрна.
Постная - они же, но пропитанные "соком" - выжимками из семян или сытой. Добавляют в постную кутью изюм, орехи, сухофрукты.
Ну а богатая кутья, на Святках - с коровьим маслом, молоком или сливками.
Из какого только зерна не готовят кутью... Из пшеницы, ржи, ячменя, гороха ( у Даля одно из значений слова "кутья" - гороховый суп без мяса, это на Вологодчине), пшена (ерлы - древнее блюдо, распаренное пшено с изюмом), гречки (Знают и дьячихи, что кутью варят из гречихи - тоже у Даля), риса.

Так не забудьте, что завтра у нас Сочельник, то есть - постная кутья!!!
Весь день от еды воздерживаемся. А уж с первой звездой, что по нашим северным широтам не так уж и поздно - вкушаем распаренные зёрна, перемешанные с тёртым маком, изюмом, сухофруктами, орехами и обильно политые сытой - доведённым до кипения растворённым в воде мёдом.
Я по обыкновению готовлю кутью из хорошо распаренной пшеницы. Поверьте, а лучше проверьте - это очень вкусно. Не так давно я приготовил тарелку такой кутьи на кухне одного известного московского ресторана. И знаете, приглашённые на моё выступление шеф-повара её оценили. И съели всё до зёрнышка...



Вот так.
Previous post Next post
Up