Опыт семейного образования с самого начала. Обобщая пройденное.

Dec 10, 2013 14:18

Оригинал взят у happy_i_am в Наш опыт семейного образования. Обобщая пройденное.
Решила поделиться с сообществом полученным опытом. Вдруг кому-то будет интересно и полезно. От себя скажу спасибо всем тем, кто делится личным опытом здесь, именно вы вдохновили меня на принятие решения о семейном образовании.

Я долго хотела об этом написать. Хотела начать сразу после первой же аттестации, но все время решала, что получится слишком эмоционально, что надо немного подождать и посмотреть на эту ситуацию на расстоянии. Кажется, пора.
Итак, я считаю, что мое решение о переводе Арсюхи на семейное образование на период 1 класса, было однозначно правильным. Даже спустя полгода после завершения этого опыта я вижу только плюсы.

Теперь по-порядку. Как это было.Пишу подробно.
Все началось с того, что летом перед 1 классом я наткнулась в сети на информацию о семейном образовании, о котором, как и многие вокруг, вероятно, знала, но никогда не задумывалась. Буквально за пару дней я поняла, что это мое, что это как раз то, что надо нам в этот момент - момент размеренной загородной жизни с младенцем. К тому же меня изводила непрекращающаяся Арсюхина аллергия. Я вообще не представляла, как он будет ходить в школу, есть в столовой. Именно идея о семейном образовании спасла меня от надвигавшейся внутри меня паники от мысли, что "вот скоро придет 1 сентября, надо будет каждый день всем вставать, будить малыша, везти Арсюху в школу по пробкам, возвращаться по пробкам, через некоторое время опять ехать в школу его забирать; меня будут отчитывать, что мой ребенок себя вел как-то не так, а он там будет весь день расчесывать руки в кровь от аллергии". И вообще мне очень не хотелось в тот момент впускать в свою жизнь ничего лишнего, школа казалась таким бездушным монстром, обучающим детей. Поэтому, почитав форумы и проштудировав закон Об образовании, я с чувством готовности к экзамену пошла к директору школы. Я заранее знала, что разговор будет сложный. Ходила общаться несколько раз. Вообще это больше было похоже на два монолога, чем на диалог - я говорила о желании сохранить позитивное отношение к жизни, о том, как прекрасно, что у нас есть возможность учить ребенка дома, и главное - что мы оба хотим попробовать и уверены, что у нас все получится, а мне в ответ, что это немыслимо - оставить ребенка без первого класса, в котором закладываются основные навыки ходьбы строем работы в школе. Диалог, правда, тоже был:
- А у вас есть педагогическое образование?
- Да, я могу преподавать в вузе.
- Ну, что Вы сравниваете студентов и первый класс!
- Я считаю, что смогу преподать собственному ребенку программу первого класса.
- Вы слишком уверены в себе!
Ну, и под конец разговора меня вообще обвинили в том, что я хочу заработать на ребенке, но я не стала обсуждать этот вопрос. В итоге мы все-таки дошли до обсуждения формальной стороны дела и подготовки документов. Я принесла заявление о переводе на семейное образование и попросила секретаря поставить входной номер на моей копии. Предложенный мною договор не рассматривался вообще. У школы был свой (у них уже был один семейник, но там другой случай - говорят, у ребенка здоровье вообще не позволяло ходить в школу). К слову сказать, их договор был практически таким же. Директор, кажется, даже немного расстроилась, когда я сказала, что меня все устраивает. Единственное, что меня не устроило - это необходимость сдавать музыку, рисование и физ.культуру, но в этом вопросе мне пришлось уступить.

В первые недели сентября я обошла всех преподавателей с вопросом о том, что нужно подготовить к предстоящей аттестации. Все довольно четко обозначили круг требуемого. Надо сказать, что все преподаватели оказались очень приятными и доброжелательными. До знакомства с ними я общалась только с нашей "основной" учительницей, которая тоже была очень приятной, производя впечатление человека очень четко и аккуратно выполняющего свою работу.

Мы начали заниматься дома. Самое сложное было письмо - у Арсюхи не очень хорошо получалось выводить ровные закорючки. Но больше всего ему не нравилось обилие заданий по рисованию схем слов. Он практически в совершенстве освоил этот вид деятельности еще в подготовительном классе, а тут опять все то же самое. Сложность заключалась не в том, чтобы понять, как построить схему, а в том, что надо было очень аккуратно, по линейке, начертить треугольники с квадратиками и так же аккуратно их раскрасить. Вообще, на мой взгляд, с количеством пособий и учебников был явный перебор - я насчитала их порядка 40 по всем предметам, и значительная их часть приходилась как раз на предметы Русская грамота и Письмо с этими схемами.

Вот наступила неделя аттестации. Честно сказать, я волновалась. Арсюха, наверное, тоже немного, но виду не показывал. С рисованием, музыкой, физ.культурой, информатикой и английским проблем не возникло. А вот на аттестации по основным предметам я вдруг осознала, что у нас со школой разный подход к обучению. Я считала, что самое важное - ответить на вопрос "Почему?", и тогда будет ясно, что с этим знанием делать и как. Школа же отвечала на вопрос "Как?", а на логично возникающий после этого вопрос "Почему?" следовал ответ "Потому что так положено, это надо просто выучить". Кроме того, я была уверена, что превыше всего содержание, а школа утверждает, что форма. Под "школой" я понимаю не только мнение учителя, но и указания в учебниках, методических разработках и т.п. Как иллюстрация - вопрос по Окружающему миру на аттестации - "Части растений". Надо сказать, что этот вопрос мы изучили достаточно подробно: выйдя в наш огород, рассмотрев растущие там кабачки, на которых в тот момент были одновременно и соцветия, и плоды, Арсюха зарисовал все в рабочую тетрадь и подписал. В итоге на аттестации стоит "минус" за этот ответ, потому что все части растения перечислены правильно, но не в том порядке. По математике ему давали устный счет в пределах 10, что вообще не вызвало затруднений, а по Русской грамоте надо было озвучить мантры типа "все слова состоят из слогов, все слоги состоят из звуков, звуки делятся на гласные и согласные, гласные бывают первого и второго ряда, к первому ряду относятся... и т.д.". Все это он знал прекрасно, но вот так заученно повторить, не останавливаясь, не смог. Учительнице все время приходилось ему задавать вопросы: "А какие бывают буквы?" "А чем отличаются гласные первого ряда от гласных второго?". Больше всего меня добивают вопросы типа - "сколько в алфавите гласных второго ряда?" Вот на кой пес это надо знать? Я, может быть, и знала когда-то, но ни разу в жизни мне это знание не пригодилось. Я это, конечно, выучила второй раз, когда готовила Арсюху к аттестации, но, сказать честно, вот сейчас, спустя год, опять не помню. Потому что это лишняя информация, которая тут же улетучилась. Мне казалось, что надо учить тем вещам, которые пригодятся в жизни, а не только в классе. В общем, в итоге Арсюхе все предметы зачли, и я даже честно записала все формальные вещи, которые нужно обязательно-обязательно выучить. А к концу недели у Арсюхи поднялась температура и выяснилось, что пока мы все сдавали, он подцепил кожную инфекцию в школе, да такую, что мне пришлось срочно покупать нашему папе, который в тот момент был в командировке, билет домой, вызывать скорую, и отправлять их в больницу, в которой они пролежали почти две недели. Несколько дней Арсюха даже глаза почти не мог открыть. Это была отдельная жуткая история. Спустя несколько дней накрыло и нас с Климиком, хотя врачи утверждали, что мы в безопасности. В итоге пришлось Климу пропить курс антибиотиков, и потом мы еще все восстанавливались почти полгода.

Тем временем мы продолжали заниматься и пришло время второй аттестации. По моим ощущениям отчасти она была похожа на первую, только теперь директор настояла, чтобы Арсюха ходил всю неделю в школу и написал все контрольные, которые были. На этот раз я постаралась принять "правила игры" школы, но внутри я не могла смириться со многими вещами и даже спросила учительницу, зачем дети опять учат буквы, да еще по нескольким пособиям сразу, ведь они уже бегло читают (даже при поступлении на подготовку многие уже неплохо читали). На что учительница ответила, что ничего не поделаешь, нужно идти по программе, а несколько пособий - так сказала директор. В общем, сдал Арсюха и вторую аттестацию. На этот раз в школе он подцепил кишечную инфекцию, с которой провалялся неделю, а в итоге и мы с Климой туда же. Ко всему прочему пока он был неделю в школе он еще и расчесал все руки в кровь. У него всегда был зуд, если он делал то, что ему не нравится, или что-то скучное, неинтересное (например, схемы слов), но дома я могла этот момент контролировать, переключая его на другое занятие. Примечательно, что на дополнительных занятиях такого не было, поскольку все было невероятно интересно. По четвергам он проводил там 5 часов, и все было прекрасно. После этого я даже вспомнила вопрос в анкете, которую нам раздавала учительница перед 1 классом, - "Как часто болеет ваш ребенок?". Тогда я не без удовольствия написала, что последний раз болел 1,5 года назад.

За месяц до сдачи третьей аттестации мы уехали на месяц в Израиль пережидать цветение березы, на которую год назад у Арсюхи была дикая аллергия. Не могу сказать, что там мы очень усердно готовились, но занимались регулярно. Прилетели за день до сдачи. Договорились, что он снова ходит всю неделю в школу и пишет все контрольные. В первый же день учительница мне сообщает, что контрольную по математике Арсений написал на "2". Стало очень смешно, т.к. я как раз стояла и наблюдала на перемене за одноклассниками, которые подзывали Арсения, называли ему двух- или трехзначные числа и просили их сложить. Он задумывался на секунду и давал ответ, что вызывало эмоции как в цирке. Видимо, это у детей такой аттракцион был. Арсюха еще со времен подготовительного класса прослыл у них математиком. В общем, пошла я смотреть, что там за "двойка". Оказалось, что все решено правильно, но оформление подкачало. Например, в ответе на задачу написано "Всего 8 пирожков", а надо было "8 пирожков всего". Минус балл. В примерах, типа 2+3___8 везде правильно расставлены знаки "<", ">" и "=", но все задание снова не зачтено, потому что по правилам надо карандашом подписать промежуточный ответ (2+3=5). А я-то специально учила, что такие вещи надо уметь держать в голове. Еще в одном месте написано ручкой, а надо было карандашом (или наоборот, я уже не помню), и что-то с точкой то ли не там поставленной, то ли поставленной после скобки с цифрой, а ее там быть не должно. В общем, там минус балл, там минус балл, и в итоге "2". По русскому языку тоже не сильно лучше, но тут, справедливости ради, надо сказать, что "внимательность - наше все" - вроде тоже все правильно делает, но то строчкой ошибется, то слова посчитает не в том предложении, то задание не дочитает. Но, тут хоть, правда, на мой взгляд, надо было снижать оценки.

На следующий день, радостно выбегая из класса на перемену, Арсюха сообщил, что у него опять несколько "двоек". Учительница: "Я ему ставлю "двойки", а он не расстраивается!" Вечером Арсюха спрашивает: "Они что, правда, хотят, чтобы я расстроился? А зачем?" Таким способом учительница пыталась достучаться до Арсюхи, думая, что он тут же "возьмется за ум" и сделает, как надо. Но он считал, что все делает правильно - ответы-то правильные, он в этом уверен, а остальное - мелочи. "Ваш сын слишком уверен в себе!" Я, кажется, уже слышала что-то подобное от директора в свой адрес. А как же иначе можно жить, если не быть в себе уверенным? Тут прямо у меня случился внутренний бунт. "Школа - прекрасное место для форматирования мозга, для создания неуверенной в себе, управляемой массы" - подумала я. Но сказала лишь, что да, считаю, что это хорошо, у нас в семье все такие, особенно папа. "В школе это лишнее!" - ответила учительница. Но у меня к ней никаких претензий. Ни как к учителю, ни тем более как к человеку. Я считаю, что она прекрасно выполняет свою работу. Она часть системы образования, такой же винтик этой мясорубки, как и многие другие. К счастью, я знала по своему школьному опыту и теперь по опыту с новой Арсюхиной школой, что бывает по-другому.

К концу недели, не выправив особенно ситуацию с "двойками", дело дошло до директора. Придя с Арсюхиными работами в руках, она с чрезвычайно прискорбным лицом сказала: "Вот видите, к чему все привело? Я буду вынуждена написать, что ребенком не усвоена программа 1 класса, и оставить его на второй год". Как-то я не очень расстроилась и впечатлилась, к тому же я вообще-то читала закон - на второй год без согласия родителей не оставляют, а после первого класса и подавно, где оценки не должны ставить. И все же мы договорились, что придем на следующей неделе на "пересдачу". За выходные Арсюха выучил все требования по оформлению (работы с "двойками" взяли домой и по ним разбирали, что от него требуется). В итоге написал все на "4" и "5". По итогам третьей аттестации начал жаловаться на боли в животе и головную боль. Меня уже начинало потрясывать - чего ждать на этот раз? Но, к счастью, все обошлось - думаю, было что-то психосоматическое, что быстро прошло, когда вернулись домой. Мы оба были очень рады, что все закончилось.

Со второго класса я рассчитывала перевести Арсюху в другую школа, оставив ту же семейную форму, но тут вышел новый закон "Об образовании", большинство школ начали паниковать по этому поводу и всеми силами открещиваться от семейников. К счастью, буквально за несколько дней до начала учебного года нам сообщили, что в любимой Арсюхиной школе, в которую он ходил на дополнительные занятия, открывается 2 класс. Я без колебаний пошла за документами. Самое интересное, что и учительница, и директор в голос говорили, какой у меня "талантливый и умный ребенок", "конечно, ему тесно в нашей школе", "для таких детей нужен особый подход к обучению" и т.п. Мы прекрасно расстались.

Что нам дало семейное образование? Во-первых, спокойствие. Да, три недели аттестации были не самыми спокойными, но все остальное время было прекрасно - я просыпалась и думала, как прекрасно, что я выбрала этот путь. Во-вторых, у меня оставались силы возить Арсюху на интереснейшие дополнительные занятия почти каждый день. Думаю, что, если бы я утром вставала и отвозила его в школу, а потом забирала, на такое количество занятий меня, да и его, тоже уже не хватило бы. В-третьих, мы смогли спокойно, никого не спрашивая, уехать на месяц в Израиль. И в-четвертых, несмотря на две болезни за год, в целом у Арсюхи стало получше с кожей, особенно после Израиля.

Попыталась подумать, какие были минусы (не считая описанных болезней, которых могло быть и больше, ходи он в школу каждый день). Не придумала. Вот честно.
Previous post Next post
Up