В июле 1918г., сразу после расстрела царской семьи, войска белой армии заняли Екатеринбург. Первым делом офицеры поспешили в Ипатьевский дом - последнее пристанище августейших особ. Там, помимо прочего, они увидели знакомые по иконам знаки - кресты с загнутыми концами. Это была левоповоротная, так называемая собирательная свастика - "оберега". Как потом выяснилось, её нарисовала императрица Александра Федоровна.
Именно за эти знаки невежественные лондонские рецензенты фильма о Романовых позднее окрестят её "фашиствующей Брунгильдой", не ведая о древних христианских индийских традициях - оставлять свастику там, откуда убираются атрибуты какого-либо праздника после его завершения, чтобы сюда не проникло зло. Императрица освятила дом "оберегой", предчувствуя конец праздника жизни...
Символ свастики знаком, пожалуй, каждому человеку, даже подчас и не имеющему никакого образования. К сожалению, для большинства людей сегодня свастика имеет крайне негативную окраску и связывается прежде всего с Третьим Рейхом и идеологией нацизма, принесшим неисчислимые бедствия, в том числе и на нашу землю. Именно таким образом свастика пережила свою духовную смерть, превратившись из символа Вечной Жизни в силу разрушения.
Но не Адольф Гитлер придумал свастику, и, без сомнений, не он должен с ней ассоциироваться.
Споры о происхождении свастики не утихают многие годы. Её фрагменты обнаружены почти на всех континентах в культурах индуизма, ламаизма, христианства. Сегодня считается, что этот знак берёт свое начало из древней религии ариев - индоевропейцев. Первые его изображения на арийских алтарях и погребениях хараппских печатях и оружии, самарийских чашах относят к 30 веку до н.э. На Урале раскопан древний город-храм ариев Аркаим, ровесник пирамид Египта, имеющий планировку улиц в виде круглой свастичной мандалы с алтарём в центре.
Что же означала свастика? Алтари ариев украшались свастикой и почитались святыми, защищёнными от зла. Название "свастика" произошло от санскритского термина "суасти" -- "благоденствие под Солнцем", а свастичная мандала - от понятия "колеса", "диска", или "круга вечности", разделённого на сектора. В Китае и Японии иероглифы свастики означают пожелания долголетия под Солнцем.
В мире о свастике написаны тома, и лишь российские авторы о ней умалчивают. А ведь это наша история! Прародина ариев находилась в дакко-сарматских областях восточной Европы (там, где сегодня расположены Молдавия, Белоруссия, западная часть России) и потом, под натиском неблагоприятного климата, они перекочевали к Уралу. Их символы и традиции передались позднее обосновавшимся здесь скифо-сарматам и славянам-русичам.
Свастика всегда была одним из главнейших символов в славянской культуре. В славянских языках существовало более 140 названий свастики (среди них: Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Солнцеврат, Агни, Сонячний Хрест, Солард, Світоліт, Квітка папороті, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и т.д.), и гораздо большее количество вариантов ее изображения.
В Вологодской области, где свастичные узоры и знаки чрезвычайно широко распространены, деревенские старики в 50-ых годах говорили, что слово свастика - русское слово, которое происходит от сва- (свой, по примеру сваха, свояк и пр.) -исти- или есть, существую, с добавлением частицы -ка, которую необходимо понимать как уменьшающее значение основного слова (река - речка, печь - печка и т.д.), т.е. знак. Таким образом, слово свастика, в такой этимологии, означает знак "свой есть", а не чужой. Каково же было нашим дедам, из той же Вологодчины, увидеть на знаменах своего самого злейшего врага знак "свой есть".
«Световой поток» на орнаменте северорусской ткани XIX в. Фрагмент полотенца с изображением собирающих и сеющих прямоугольных Свастик. Браное ткачество; р. Пинега, бывш. Архангельская губ. Конец XIX в.
Изображения свастик в виде орнаментов покрывали алтари древнерусских храмов, ризы, иконостасы, военные стяги, чеканку оружия, отвороты национальных костюмов, кружева, наличники домов, утварь и т.д. Об этом свидетельствуют фрагменты росписей в Киеве, Чернигове, Новгороде, Вологде.
Свастика на одеяниях православных священнослужителей.
К примеру, купол древнего коломенского храма усекновения головы Иоанна Предтечи украшен мозаичной фигурой вращающегося Солнца с расходящимися от него спирально-изогнутыми лучами и точками планет по периферии небосвода.
Село Веденье Ярославской обл. Крест православного храма.
Завораживает воображение и древняя роспись портика киевского Софийского собора, выполненная ещё при Ярославе Мудром в виде череды лево- и правовра-щательных свастик-коловратов и прямых крестов.
Свастика на одном из домов в Кижах.
Свастика использовалась народами России и в домотканном производстве: в вышивках на одежде, на коврах. Свастикой украшали домашнюю утварь. Присутствовала она и на иконах.
Икона «Символ веры»
Свастический крест имеет одну из самых совершенных форм и заключает в себе в графическом виде всю мистическую тайну Промышления Божия и всю догматическую полноту Церковного вероучения.
Сельское кладбище во Владимирской области.
Одна из интересных загадок, связанная со свастикой, скрыта в царском шатровом коломенском храме Вознесения Господня. Здесь в марте 1917 г. (то есть в дни отречения Николая II) найдена икона "державной Богоматери" со свастикой в венце, скипетром и державой в руках. На иконе Богоматерь как бы берёт на себя заботы отрёкшегося царя о благоденствии Российской державы.
Свастика различных видов широко применялась царской династией Романовых, начиная с родового герба, где была применена спиралевидная Свастика, до Свастики на капоте автомобиля последнего императора Николая II.
Классического вида прямоугольная Свастика широко использовалась династией Романовых и в оформлении дворцов, в частности, Эрмитажа. Здесь видим фрагменты паркета Павильонного зала и мраморного пола Зимнего Дворца.
После Февральской революции в России в 1917 году Временным правительством были выпущены бумажные деньги со свастикой. Первые денежные знаки Советского государства также были орнаментированы этим символом.
Не обошлось без использования свастики и в Красной армии. В ноябре 1919 года командующим Юго-Восточным фронтом В.И. Шориным был издан приказ №213, который вводил новый нарукавный знак для калмыцких формирований.
Продолжение следует...