Вам конечно же знакомо имя Виктора Цоя, знаменитого музыканта и лидера группы « Кино». Самым известным фильмом, в котором он играл, является фильм «Игла», снятый режиссером Рашидом Нугмановым еще в 1988 году.
Мне этот фильм хорошо знаком, потому что он часто используется для монтажа видеоклипов на композиции группы. Один из таких клипов сделан мной и вы можете увидеть его в завершающей части поста.
Оригинальная версия фильма оставляет ощущение недосказанности и довольно сложно понять линию развития сюжета из-за отсутствия логических связок. Наверное так было изначально задумано режиссером. Напомню, что 1988 год был временем правления Михаила Горбачева. Это были последние годы существования СССР перед распадом и уже была объявлена гласность, что несомненно отразилось на работах творческих людей.
Появились фильмы, которые резко отличались от искусства в стиле социалистического реализма, называемого так словно в насмешку, так как никакого реализма там не существовало. В искусстве СССР вообще все было идейно правильно и не затрагивались острые социальные темы, например такие, как наркомания, ведь это было чуждо моральному облику строителя коммунизма и наркоманы могли существовать только на проклятом западе.
Но реальность была совсем иной. Еще продолжалась война в Афганистане и оттуда возвращались солдаты, пристрастившиеся там к наркотикам. Именно из Афганистана были организованы крупные поставки опиума и героина и были известны случаи выявления крупных партий в запаянных цинковых гробах погибших солдат, направленных для захоронения на родину.
В конце 1980-х годов барьер цензуры был снят, что привело к целому валу откровенных произведений в кино и литературе, за которые авторам ранее выписали бы волчий билет или привлекли бы к ответственности за антисоветскую деятельность.
Именно проблема наркомании затронута в фильме «Игла». Эта работа стала культовым фильмом, которые навсегда вошли в историю кинематографа, как и фильм «Асса» Сергея Соловьева и «Маленькая Вера» Василия Пичула, появившиеся в одно и то же время. Прошло 22 года и в 2010 году Рашид Нугманов представил новую версию фильма под названием «Игла Remix», дополнив сюжет элементами, объясняющими историю событий, происходящих в фильме. Не знаю причин этого, но допускаю, что это было сделано в память Виктора Цоя.
Он погиб в автокатастрофе в августе 1990 года, а новая версия «Иглы» вышла в прокат через двадцать лет. Специально для фильма были сняты дополнительные сцены с Петром Мамоновым, Александром Башировым и другими актерами, снимавшимися в оригинальной версии. Если у вас будет желание, то фильм легко найти на любом крупном торрент-трекере. С сюжетом вы можете ознакомиться под спойлером.
[Сюжет фильма Игла Remix] Моро (Виктор Цой) - певец и музыкант, который дает концерты в подполье, официально работая кочегаром. К нему обращается Спартак (Александр Баширов) с предложением получить за две минуты на подпольных боях столько денег, сколько он зарабатывает за два года. Происходит бой с чемпионом по боям без правил Эпштейном, но бой не закончен, так как всех задерживает ОМОН. Моро дают 15 суток и после этого он приезжает в Алма-Ату с целью выбить денежный долг из Спартака.
Моро останавливается у своей бывшей одноклассницы Дины (Марина Смирнова), работающей медсестрой, и вскоре узнает, что она стала наркоманкой, а ее квартира превратилась в хранилище наркотиков. Моро идет к Спартаку за долгом, но тому нечем расплатиться. Однако члены его банды показывают тайник Спартака, где он хранит ценности. Там же они встречают Зомбигерл, которая сидит в клетке. Моро отдают деньги, а выпущенная Зомбигерл отрезает Спартаку голову пилой.
Поставщик наркотиков - хирург Артур (Пётр Мамонов) приходит к Дине домой за наркотиками. Моро отдает ему весь морфин, но Артур на лестничной клетке избавляется от содержимого упаковок, так как ненавидит Моро и желает его подставить перед преступниками. После этого бандиты подсылают к Моро убийцу, который наносит ему два удара ножом. Моро выживает и вместе с бывшими членами банды Спартака наведывается к хирургу Артуру.
В конце фильма Моро выбрасывает ключи от квартиры Дины и возвращается домой к сестре и отцу. В отличие от оригинала, где непонятно, выживет ли герой Цоя после ранения в конце картины, в «Игле Remix» он остаётся живым.
На мой взгляд, посмотреть интересно, особенно если вы являетесь поклонниками творчества Виктора Цоя, но все-таки ремикс уступает оригиналу. У меня создалось впечатление, что кино смотрелось бы лучше и органичнее без всяких заумных штучек, которые я называю «находкой режиссера».
В качестве примера подобного явления можно привести довольно занудные эпизоды из фильма «Асса», когда Говорухин начинает читать роман про императора Павла. Вполне возможно, что именно из-за этого новый фильм не получил особой известности и как всегда это было прикрыто покровом некоторой элитарности и образа «кино не для всех». Но что сделано, то сделано и режиссер вправе поступать со своим произведением как ему угодно.
Я думаю, что Виктор Цой очень органично и естественно выглядит в обстановке именно той, поздней советской эпохи и совсем не могу представить его среди музыкантов, прикормленных властями и променявших свой талант на материальные ценности. В этом плане Виктор Цой гораздо ближе к таким музыкантам, как Сергей Михалок из группы « Ляпис Трубецкой», которая в настоящее время прекратила свое существование. И наверное хорошо, что Виктора Цоя уже не объявят врагом народа в обществе, потерявшем свободу, за которую он боролся всю жизнь.