Живее всех живых. Мануэл ди Оливейра

Dec 12, 2014 00:14

Я чуть было не забыл, что 11 декабря 2014 года в очередной уже раз обновился один кинематографический рекорд.Дело в том, что именно в этот день свой уже 106-й по счету день рождения отпраздновал знаменитый португальский режиссер Мануэл ди Оливейра. Да-да, он все еще жив.




Не составит большого труда посчитать, что родился ди Оливейра в очень и очень далеком 1908 году. В юности он занимался легкой атлетикой, выступал в цирке, участвовал в автогонках, пробовал себя в качестве винодела. Кинематографом увлекся в 30-х годах, но до поры до времени серьезного значения этому не придавал, отделываясь лишь короткометражными фильмами. Забавный факт - за первые шестьдесят лет своей карьеры (примерно до конца 80-х) он снял всего лишь 9 полнометражных картин. А вот дальше, находясь уже в почтенном возрасте, в котором многие кинодеятели уже уходят на пенсию, его, что называется, прорвало. Да прорвало так, что новые фильмы начали выходить практически каждый год.

Свое перерождение в качестве режиссера ди Оливейра начал в 85-м году, когда с издевкой обрушил на головы зрителей семичасовую ленту "Атласный башмачок", являющейся, по сути, записью театральной постановки одноименной пьесы Поля Клоделя. Еще через год он снова обращается к театру в четырехчастной картине "Мой случай", в которой методично, в четыре приема уничтожает этот самый театр внутри кино, раз за разом прогоняя одну и ту же репетицию и превращая ее в конечном итоге в пародию на библейскую историю, заканчивающуюся вполне ожидаемым появлением всевышнего. 88-й год, и ди Оливейра представляет свою следующую работу "Каннибалы" - деконструкции на этот раз подвергается опера, выглядящая настолько нереалистично и фальшиво, что дерзкая дадаистская концовка, как раз и включающая в себя сцену поедания человеческой плоти, кажется наиболее логичным завершением всего действа.



В сущности, именно эти три фильма и прославили ди Оливейру, определив заодно и его специфическую манеру. Статичная камера, чрезмерно длинные планы, огромное количество диалогов в ущерб действию, нарочито невыразительная актерская игра, оригинальное, если не сказать странное чувство юмора. И самое главное - разноплановость, многослойность и тотальное несоответствие между этими слоями. Удивительное дело, но идя по анти-брессоновскому пути, то есть "снимая театр на пленку", ди Оливейра тем самым наглядно подтверждает все тезисы прославленного француза. А именно, демонстрирует беспомощную искусственность театральности в кино, сталкивая две этих стихии всевозможными способами.

Последний фильм Мануэла ди Оливейры "Жебо и тень" увидел свет в 2012 году. На данный момент 106-летний режиссер занят очередными съемками, и мне почему-то кажется, что порадует он нас еще не единожды. В 1982 году ди Оливейра снял картину Visita ou Memórias e Confissões, которую завещал выпустить в прокат только после его смерти. Сдается мне, что старикан просто не хочет, чтобы кто-либо когда-либо ее увидел.

кинематограф, мануэл ди оливейра, режиссеры

Previous post Next post
Up