Оригинал взят у
matveychev_oleg в
О стратегии USAID в Центральной Азии 03.11.2014.
Один из самых мощных инструментов американской soft power, Агентство по международному развитию (USAID) приступило к реализации обновленной пятилетней стратегии (2015-2019 гг.) для Центральной Азии. Ее контуры на этой неделе были обозначены в представительстве USAID по Центральной Азии в Алматы, где располагается штаб-квартира региональной миссии организации.
О масштабах помощи USAID государствам Центральной Азии свидетельствует довольно серьезная сумма (2,2 млрд $), которая была выделена этим государствам, начиная с 1992 г. Казахстан и Кыргызстан получили по 30 % помощи, Узбекистан - 20 %, Таджикистан - 10% , а Туркменистан - 5 %. Остальные средства ушли на региональные ассигнования.
Как было отмечено в Алматы, новая стратегия предполагает решение базовых задач по трем основным направлениям:
* развитие разноплановой и конкурентной торговли и рынков;
* улучшение регионального сотрудничества в области использования общих энергетических и водных ресурсов;
* внедрение более эффективных и инклюзивных институтов управления.
Масштаб помощи республикам Центральной Азии в рамках программы USAID не стоит переоценивать. Значительная часть средств тратиться для поддержания инфраструктуры организации в Центральной Азии (аренда офисов, автомобилей, зарплаты сотрудников и многое другое). Однако само оказание помощи - прекрасная возможность для сбора информации о происходящих внутри государств региона процессах и вмешательства в их суверенные дела.
В России деятельность USAID была прекращена в 2012 г. Эту организацию Москва обвинила в попытках влиять на политические процессы, включая различного уровня институты гражданского общества. Безусловно, руководство российского государства и сейчас относятся настороженно к попыткам через USAID усилить американское влияние в Центральной Азии. Это вполне объяснимо, ведь на презентации своей стратегии в Алматы представители организации сделали попытку придать идеологеме о территориальных претензиях России к государствам Центральной Азии более официальный характер. Идеологемный и тенденциозный привкус сотрудничества с USAID элиты всех стран Центральной Азии понимают, однако рассматривают такое сотрудничество как элемент по выстраиванию инфраструктуры многовекторности.
В Москве не верят в добрую волю США по стабилизации Центральной Азии. Геополитически - это просто не выгодно США, так как плоды от такой стабилизирующей деятельности получали бы, прежде всего Россия и Китай, имеющие гораздо большее влияние на регион, чем США. Исходя из того, что представители USAID в Алматы много говорили об Афганистане, косвенно следует, что США рассматривают Центральную Азию и Афганистан как единое геополитическое пространство. А это значит, что в своей методологии чиновники из Госдепа допускают, а возможно и желают? афганизации Центральной Азии. Та перманентная дестабилизация, которая наблюдается в Кыргызстане и Таджикистане свидетельствует о вероятности такого сценария, однако у государств Центральной Азии, конечно же, должно быть иное видение перспектив развития страны и региона в целом.
Обнародованная программа USAID свидетельствует о том, что она носит скорее сдерживающей, нежели прорывной характер. На протяжении последнего года экспертами и аналитиками постоянно отмечалось, что значимость Центральной Азии для США падает. Особенно это очевидно станет после 2014 г. США замораживают часть своих проектов в регионе, но не свертывают их. Пока им просто не за кого зацепиться в регионе (cтавка на Узбекистан, судя по всему не сыграла). Однако экономическое ослабление России, которого добивается США, может поменять текущую конфигурацию. И хотя в настоящий момент такой сценарий не кажется самым вероятным, исключать его нельзя.
Кстати, именно полный отказ от взаимодействия с Россией программы USAID является ее уязвимым местом, обнажающим геополитическую сущность. Продвижение эфемерной и многократно критиковавшейся стратегия «Нового шелкового пути», а также поставленные задачи свидетельствуют о попытках США играть свою геополитическую игру в регионе. Многое будет зависеть от позиции элит стран региона, большинство из которых не захотят портить отношение с Россией.
Радик Мурзагалеев - руководитель ЦГИ «Берлек-Единство»
http://cont.ws/post/62259