Ритуал посвящения в сторожи

Dec 30, 2015 15:26


описание и попытка структурного анализа

Если нечто представить - оно предстанет
Вместо предисловия
Для всех, кому за 40, очевидна важная и, не побоюсь этого слова, сакральная роль сторожа (равно как и дворника, кстати) в позднем советском обществе. Маргинал и интеллектуал, алкаш и праведник, столп и основание, Гоголь и Достоевский нашего общества - это он, сторож (равно как и дворник, кстати).
Автору неоднократно случалось присутствовать в сторожках, каморках, дворницких и прочих служебных помещениях на обрядах посвящения в сторожи (равно как и в дворники, кстати), и, судя по ощущениям рецензента, и самому побыть дворником и сторожем.

Описание
Посвящаемому завязывают глаза, и, вращая по или против часовой стрелке, крутят вокруг вериткальной оси и задают вопросы
Посвящаемый должен, вращаясь, точно и быстро, а главное, искренне отвечать
Происходит диалог между вопрошающими (в) и посвящаемым (п)

в: - На чём стоишь?
п: - На мосту.
в: - Что пьёшь?
п: - Квас.
в: - Лови мышей, а не нас!

После этого вопрошающие разбегаются в разные стороны. Посвящённый же, с повязкой на глазах, начинает сторожить.

Попытка структурного анализа:
Закрепившись в виде стандартной вербальной формулы, посвящающее заклинание, однако, не утратило своего изначального смысла, имплицитно заданного вопросами и ответами - традиционной формой инициации многих народов.

Вопрошая «На чём стоишь?», посвящённые указывают одновременно на нравственные устои истинного сторожа и на его положение, укоренённость в мире.

Ответ «На мосту» означает одновременно нравственный ригоризм - ведь мост соединяет берега (добро и зло, коварство и любовь), стоять на мосту - быть уверенным в единстве частей и отстаивать его, - и в то же время нахождение на мосту означает переходность сторожа, он ни дома, ни на работе - он на объекте, он не имеет отношения к производству, но всё же пребывает на нём, являясь работником этого производства.

Сторож всегда между. Между прошлым и будущим. Между здесь и там. Между добром и злом.

Питьё кваса в словесном ритуале означает опрощение стража, его сознательный отказ от кастового превосходства над людьми: пьющие сброженное исключаются из браминов, и также его неуклонное обязательство служить людям.

Посвящённые подтверждают, что жертва принята, словами «Лови мышей, а не нас!». После этого посвящаемый клянётся, что что будет беспристрастен в служении, что мост между там и здесь будет доступен только достойным, невзирая на деньги, статус, пол и другие, несущностные свойства идущих. Он даёт это понять, двигаясь вдаль с завязанными глазами, явным образом указывая на беспристрастную Фемиду с завязанными глазами, на слепых Парок и на закрывшую глаза Дике.

Так и становятся сторожами.

А вы говорите - жмурки.

А и что такое жмурки - не то ли же самое?

Счастья и любви вам всем, читатели!
Я буду сторожить и дальше :-)

фольклор, постмодерн, Гребенщиков, лингвистика

Previous post Next post
Up