Что они делают в этом зверинце?

Jan 19, 2012 20:05




Загадка
В природе сплошь и рядом встречаются примеры излишеств. Тысячи семян в яблоках, которые, как известно, падают недалеко от яблоньки, дадут жизнь еще паре, от силы, - если уж и птички подключатся к процессу, - десятку таких же яблонек. Мышей тоже всегда рождается намного больше, чем нужно для устойчивости популяции, но выживают немногие, именно они и продолжают славный мышиный род. Цель понятна и благородна: выживание.
А вот у человека с целью - проблемы. С рождения он наделен богатейшими ресурсами: интеллектуальными, душевными, генетическими. Такие как мощь его мозга, способности к творчеству и фантазии, «спящие», до поры до времени, гены.
Вся драма в том, что большинство полученных от природы задатков человек за всю свою жизнь так и не использует. В отличие от обычной мыши в фертильном возрасте. Ни цели в них он не видит, ни особого толку, - так, блеснуть иногда за рюмкой чаю сведениями, почерпнутыми из популярных статей.
Потому и сам человек проживает от рождения до смерти намизерной доле того, что ему дано: от мозга считанные проценты, из творческого потенциала - максимум на поздравление теще в день рождения, и так далее… И детишек своих сдает в пользование безликой «системе образования» - пусть она и мучается над загадкой - что делать с природными способностями, заложенными в каждом из попавших в ее руки несмышленышей.

Верблюжонок
Когда речь заходит о неиспользуемых природных данных, вспоминается один известный диалог:
Верблюжонок:
- Мама, а почему у нас такие некрасивые копыта? Вот у газели…
Верблюдиха:
- Понимаешь, сынок, когда мы идем по пустыне, наши копыта помогают нам не утонуть в песке.
Верблюжонок:
- Мама, а почему у нас такие толстые некрасивые губы? Вот у зебры…
Верблюдиха:
- Понимаешь, сынок, когда мы идем по большой пустыне, благодаря им только мы можем питаться верблюжьей колючкой.
Верблюжонок:
- Мама, а почему у нас такой некрасивый мохнатый горб на спине? Вот у ослика…
Верблюдиха:
- Понимаешь, сынок, благодаря ему только мы можем неделями идти без воды по великой пустыне.
Верблюжонок:
- Мама, если все, что у нас есть, нужно нам для жизни в великой пустыне, тогда что мы делаем в этом зверинце?

Как с куста
Если бы наши дети узнали о массе возможностей, данных человеку от природы и им не используемых, они бы, как поумневший верблюжонок из анекдота, тоже задали бы нам пару вопросов. Например, о том, на что мы используем считанные проценты от неизбывной мощности нашего мозга. И, скорее всего, не поняли бы ответа…
Ведь вся мощь нашего «компьютера», который способен вместить в себя вселенную, уходит у нас на то, чтобы каждый день дебютировать ведущим в никуда гамбитом в ситуации, состоящей из требований жены, намеков босса, денег на завтрак, расстояния до заправки, призывных глазок сотрудницы, двоек сынишки и грядущего сокращения кадров. На то, чтобы продать подороже, чтобы купить подешевле, чтобы потом продать подороже. На то, чтобы, применяя власть, раньше других изобрести уникальнейшие приборы, плоды гения и чудеса изобретательности, чтобы, шпионя за соседями, обеспечивать военно-техническое превосходство над ними. А своих граждан усадить перед экранами с сотнями каналов, по которым пустить потоками кровь, взрывы, трескотню сериалов и много-много лапши на уши.
И на это же мы обрекаем наших детей? А ведь эгоизм у них растет, его не сравнить с нашим. И что будет с миром, если их возросшему эгоизму вдруг действительно будет дана в пользование хотя бы половина мощности мозга, не говоря уж обо всей?
Вопросы «зачем?» и «почему?» вызывают также и другие, - готовые, как с куста, - но пропадающие втуне, наши способности: к творчеству, к фантазии. Человек способен представить себе все человечество, силы, управляющие природой, - видя перед собой, как Кант, изо дня в день, все те же физиономии кенигсбергских бюргеров… Человек способен представить себя летящим, всю жизнь ползая в грязи, представить всех свободными, всю жизнь таская ярмо на шее… Для чего нам это все? А детям нашим?

Основа
Вряд ли все это нам дано как излишество для выживания. В клетках, в которых мы живем, ограниченные их стальными прутьями: работа, магазин, телевизор, редкие вечеринки - сквозь что там еще мы смотрим на мир?.. - в них не нужны ни спящие в нас гены, ни способности к неограниченной фантазии, ни полная мощь мозга.
А как мы используем то, о чем говорил Сент-Экзюпери: "Самое большое несчастье - остаться одному, и самая большая роскошь - человеческое общение"? Тоже ведь малоосвоенный ресурс. Мы соединяемся в семьи, в сообщества, чтобы мучить, по меньшей мере, использовать друг друга, или, сообща, - других. А наши ум и фантазия помогают нам в этом.
Потому что такова уж основа наших взаимоотношений, - и с планетой, и людьми, -использование их в целях личных или групповых. Что и привело всю цивилизацию, - по мнению не только воинственных поборников экологии, но уже и экономистов и политиков, - к кризису, из которого обратного пути нет.

Прорыв
Здесь самое время освежить в памяти - о ком, собственно, мы говорим? О человеке?
Да, но ведь когда мы говорим: "Вот это - человек!" - мы подразумеваем не ум и даже не способность к творчеству того, о ком идет речь. Мы имеем в виду, что этот человек способен вместить в себя заботы и проблемы очень многого числа людей. То есть, нам "интуитивно понятно", что право называться человеком зависит от того, какое окружение, объем забот он может вместить в себя: или только себя, свои проблемы, или же близких, или город, или страну, - или весь род людской.
Это и есть самая главная трудность, другими словами - место, в котором только и может быть прорыв: вырваться из тесной клетки использования других ради себя на просторы ощущения всех как самого себя. И этим спасти и свой разодранный в клочья народ и вывести из пике всю цивилизацию. Потому что именно это «излишество», - способность сознательно действовать для других как для самого себя, - и дано человеку для выживания. А когда мы сможем вместить в свое сердце весь мир - тогда нам и понадобятся и вся мощь мозга, и сила фантазии и все еще не проснувшиеся гены.

Но пока наше зрение испорчено настоящим и мы не видим, уже сейчас, в наших детях взрослых людей, загнанных эгоизмом в клетки. Поэтому и не вызываем мы на общенародное собрание систему образования - пусть встанет и расскажет - учит ли она наших детей правильному пониманию, что такое человек? Пока что она вызывает нас на свои собрания и распекает за родительскую неуспеваемость. После чего мы, неуспевающие, возвращаемся по клеткам к своим верблюжатам - отучать их от вопроса: что они делают в этом зверинце?

воспитание, ресурсы? человек

Previous post Next post
Up