В самом начале были ма-аленький сбой в мышлении, а точнее в восприятии, и крошечное расщепление действительности. Расщепление на себя и на природу - то, что вне моего "я". Но привело это к ужасным последствиям.
То, что все существует, - то есть может быть оценено и измерено, - только относительно человека, наблюдателя, - когда-то давно это было просто, потому что просто было. Об этом даже не говорилось.
Существование наблюдателя так и осталось основой науки. Без наблюдателя нет процессов, нет события, нет его оценки, - значит, нет науки.
То, что можно выстроить
систему отсчета относительно любой абстрактной точки, это возможно только потому, что нам, оценивающим, измеряющим и обобщающим, так это удобней.
И то, что есть некая реальность вне наблюдателя, так называемая "объективная", - это уже придумано гораздо позже в подражание невежественным предкам, которые верили, что есть какая-то реальность после жизни, то есть такая, которую мы не ощущаем, но которая есть.
И вера прогрессистов 19-го - начала 20-го веков в то, что человеческий разум когда-то познает все, - тоже слеплена по подобию дремучей веры в то, что мы после смерти погружаемся в "ту" реальность, ну и там, конечно, такое узнаем…
На основе измышления о некоей "объективной" реальности развили затем целые мировоззрения, перевернули все с ног на голову, и скажи теперь, что все существует относительно человека, - того гляди идеалистом назовут, а то и чего похуже.
Но за себя не так обидно, можно промолчать и выжить. Но вот с миром что сделали - это ж слов нет… Допущение себя отдельным от реальности природы дало возможность допустить мир как сборище дискретных объектов.
Но разрушение единства человека и мира началось даже не с этого, да и состояло не в этом.
Началось с того, что отделение себя от реальности природы стало уходом от ощущения мира как системы сил. А это уже и привело потом к видению мира как системы объектов. Добро бы еще системы - сейчас для нас он уже просто комплект.
И представления о том, что природа (включая нас, родненьких) - это система сил, о том, что для существования этой "бесконечной" вселенной необходимо некое взаимодействие, имеющее бесконечную скорость, - уже, покрутившись вокруг наших дряблых мозгов, и махнув рукой в полной безнадеге, ушли.