Не споря, конечно, с Эйнштейном...

Sep 15, 2010 06:03

В статье "Наука и религия" А.Эйнштейн вдруг возьми да засомневайся в способностях здравого смысла человеческого.
"И если спросить, откуда проистекает авторитетность этих фундаментальных целей (дающих человеку смысл жизни - М.Г.), поскольку их нельзя установить и обосновать просто из здравого смысла [by reason], можно только ответить… (что результат следования им - М.Г.) свободное и ответственное развитие индивида, такое, чтобы он мог свободно и с радостью поставить свои силы на службу всему человечеству".
Нам не пристало спорить с Альбертом Эйнштейном и даже сомневаться с истинности его утверждений, но небольшое замечание по поводу здравого смысла сделать стоит.
Будет логично определить основу здравого смысла как желание решения противоречий, в том числе и противоречий из самой основной сферы нашей жизни, - человек и общество…
Главное противоречие в этом плане - между растущей эгоистичностью индивида и тем, что только в обществе он может полностью реализовать себя, в то время как сам рост эгоистичности разрушает это общество.
Поэтому логика здравого смысла здесь такова: развитие всегда есть развитие высшего качества из всех, существующих в объекте, в системе.
То есть в развитии индивида - это развитие его не как просто человека-потребителя или даже гомо фабера, а как элемента, сознательно и охотно обеспечивающего жизнь и устойчивость системы. Стремление к этому в человеческой природе есть, и различные системы пытались поставить его на службу себе принуждением.
А природе нужно именно свободное развитие этого его высшего качества.
Потому что свобода его личного применения дает возможность человеку использовать все свои свойства для жизненности системы, а не только те, которые видит система, цели которой ограниченны (а именно такими были до сих пор все виды человеческих сообществ).
Ведь человек - это система, в системе все гармонично и взаимосвязано, все поддерживает и обеспечивает друг друга, все свойства и элементы, даже те, которые на наш непросвещенный взгляд, не связаны напрямую друг с другом. А взгляд наш на природу и жизнь ее систем не просто дилетантский, он, на нашу беду, приучен к объектности мира и к дискретности его объектов.
И использовать все абсолютно свойства и элементы человека может только система, которая даст ему цель, для достижения которой он сам будет охотно изыскивать в себе и использовать все новые свойства и способности. Но, как говорится, увы и ах, - не родилась еще такая.
Также и в обществе развивается его высшее качество. Не простое обеспечение элементов-людей необходимым, - снабжением, защитой, - и не принудительное выстраивание элементов согласно своим временным целям, и тем более временным целям сменяющихся правительств. Высшее качество общества - это обеспечение людей смыслом жизни. И так как смысл жизни элемента - в осмысленной жизни, и в развитии системы, то и - предоставление возможности полной самореализации, то есть реализации смысла жизни.
Таким образом, здравый смысл говорит нам, что человек и общество - равны и взаимозависимы, как и положено системе и ее элементам.
Недоразвитые элементы и недоразвитые системы, то есть обладающие мелкими и временными целями, тормозили друг друга - относились друг к дружке чисто потребительски.

элемент, общество, смысл, человек, система

Previous post Next post
Up