Заметки о неизбежности и даже необходимости сидеть между стульями

Aug 27, 2010 14:38

(То, что здесь написано, давно известно очень многим :-)
"Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo - край) - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д." (из Википедии)
Маргинальность - в нашей природе.
Во-первых, мы живем во времени. И так как все на свете мы не только познаем, а и узнаем и даже ощущаем в сравнении и только благодаря сравнению, поэтому каждый объект и процесс мы видим в его трех ипостасях, состояниях - в прошлом-настоящем-будущем.
Это дает интересный эффект: в каждый следующий момент мы оторваны от предыдущего, ставшего привычным и еще далеки от того, что будет потом.
То есть в каждый момент времени мы маргиналы, хочешь ты того, или нет, потому что уже оторваны от прошлого и еще не приняты в будущее.
Во-вторых, мы живем в развитии. Как минимум во временном, - то есть то, что время проходит и при этом что-то меняется, видно каждому.
И главное - в качественном развитии: появляются новые желания, они делают нас маргиналами в среде прежних наших желаний, прежних ценностей, и когда мы реализуем эти новые желания, создаем под них новые условия, новую жизнь - и в них мы чувствуем себя маргиналами.
И еще есть некое "внешнее" развитие, развитие окружающего общества как выражение развития других людей и отношений между ними, появления новых желаний в них, и это также держит нас постоянно в состоянии маргинальности: старого уже нет, к новому еще не приросли.
Ну, и не для кого не секрет, что двадцатый век дал такой толчок, что время уплотняется и скорость происходящих изменений нарастает по экспоненте.
Из всего из этого следуют как минимум два вывода: о том, что маргинальность неизбежна и о том, что она необходима.
О первом можно ограничиться философическим замечанием, что ощущение жизни это вообще ощущение изменений.
Необходимость маргинальности диктуется самим процессом развития. Человек развивается, чтобы развиваться, ему необходимо ощущение себя "не таким": не таким как другие сейчас, не таким как он сам в будущем, - рисуемом им самим или другими. Условия нынешние он ощущает как рамки, которые душат, удерживают в себе, в привычном, - то есть в прошлом.
Поэтому люди иногда провоцируют маргинальность, потому что чувствуют ее как условие движения, развития.
Есть даже архетипы маргинальных элементов - чуждых системе, миру: волшебников, падших ангелов, духов, которые с неба вроде упали, а на землю толком не опустились, людей "не от мира сего", литература и фольклор полны сюжетами о маргиналах в нашем мире как в системе. Бывают культы маргинальности, как, например, бытовавший в России народный культ блаженных, как людей, знающих некую высшую, божью или народную, правду.
А уж из всего этого - еще более общий вывод: сам механизм развития предполагает наличие в системе маргинальных элементов, - ими она прощупывает, проигрывает следующие состояния, а может быть, и варианты развития.
(Как бы невповпад, - о пользе сидения между стульями: начиная где-то с середины прошлого века серьезные открытия и разработки стали появляться в "междисциплинарном пространстве", то есть именно на стыке наук).
То есть маргинальность это одна из составляющих механизма развития. Но если говорить о человеке и его обществе, то развитие бывает внешнее и внутреннее. И когда смена состояний и сопутствующее ей ощущение маргинальности простые и природные, когда человек, общество привыкают к этому процессу, к его закономерностям, видят в этом природную цикличность, тогда прекращается внутреннее развитие. Человек может жить тогда в мире волшебных изобретений, новшеств и чудес и оставаться примитивным пользователем.
Внутреннее развитие - это когда состояние "на разрыв", когда то, каким хочет или должен стать человек, общество, не может быть подменено никакими внешними изменениями. Чувствительные к этому люди часто стимулируют или, если слабо стимулировать, - симулируют состояние на разрыв. Интересен буквальный, "из другой оперы", пример использования состояния "на разрыв" - как стимулятора сил организма, - в методике доктора Илизарова.
Итак, развитие бывает внешнее и внутреннее. И интересно, что чем дальше, тем больше именно смена внутренних состояний, отношений к внешнему процессу, дает ощущение развития, движения. Это один момент, другой: движение - это не когда скорость постоянна, а когда ускорение.
И в этом отношении в последние десятилетия происходит удивительное сочетание этих двух моментов. С одной стороны, внешнее развитие идет с ускорением, - в небольшие отрезки времени происходят все большие качественные изменения, это ощущается многими как будто мир "с цепи сорвался". Благодаря этому ускорению факт нашей природной маргинальности проникает в сознание всех людей - независимо от места, происхождения, положения и прочих данных.
В то же время внутренне, в отношении к происходящему, в оценке себя в новых обстоятельствах люди стараются, как обычно, или придерживаться традиционного для них и привычного, или же наспех привыкать к наспех "сляпанным" политологами и массовиками от науки и искусства моделям будущего.
И для подобного отношения есть все основания. Ведь все, что бы не происходило в мире и в обществе, как-то само собой укладывается в некий более общий штамп, схему. Всем заранее ясно, что новое поколение будет хотеть жить по-новому, что тот, у которого появятся новые желания, будет хотеть жить как те, у которых эти желания уже есть.
Все эти общие схемы уже были в реале, они всегда реализуются при появлении соответствующих условий, поэтому природа наша, - эгоизм, разработавший для нас наперед все схемы, с полным правом втискивает все происходящее в свои рамки, в свой стандартный процесс.
То есть, об использовании для собственного развития нашей, ставшей уже отчетливо ясной для всех природной маргинальности, - для большинства речь пока не идет.
Тем не менее жизнь возьмет, и уже таки берет свое. Мы упрямо сводим развитие к изменениям того, что вне нас, так нам удобнее. Маргинальность же не менее упрямо стучится к нам в душу и требует себе место жительства именно в ней.
Нам удобнее считать развитием появление новшеств в технике, в условиях жизни, смену правительств, потому что это дает нам уверенность, что "все течет, но ничего не меняется". Но добро бы только айфоны с обамами были новшествами.
Кризисы и катастрофы все активнее вплетаются в эту чехарду развития, и делать вид бывалых нам становится все труднее. Происходящее все настойчивей требует от нас судить о своем развитии не по внешним, а по внутренним изменениям.
Такими должны стать изменения основ наших взаимоотношений с ближними и дальними - с критериев личной и групповой выгоды на основы единой семьи народов, изменения в сознании, которые дадут нам возможность сознательно направлять внутренние изменения, в результате - изменения в природе человека.
И если мы сумеем принять необходимость новых основ жизни, тогда наша природная маргинальность, постоянство ощущения себя где-то посредине между собой прошлым - "неправильным", то есть неадаптированным к новым критериям, и собой же будущим - таким, каким я хочу, - найдет свое истинное место в нашей жизни.
В общем, мы ведь маргиналы по отношению к природе. Природа, как система ее законов, неизменна. Мы же - изменяемся и не можем по-другому, поэтому всегда испытываем на себе ту самую "противоречивость" между ее требованиями и нашими желаниями. Поэтому, если мы сможем измениться, - это приведет к более высокому уровню единения с природой, где наша природная маргинальность, как необходимый прибор, указывающий скорость и направление движения, будет "в струю", будет необходима.

развитие, маргинальность

Previous post Next post
Up