Говорят, что деньги - для обмана. Деньги, возникшие как средство связи между людьми? Да, и это нас не удивляет.
Мы говорим обычно, что они возникли "как средство обмена", но обмен - это только внешнее проявление необходимой сути - связи между частями общего организма, рода человеческого.
Но они, несмотря на все, возникли и стали использоваться для того, чтобы надурить друг друга - взять больше и не заплатить (хотя это опять-таки обман в обмене, а деньги лишь неживое средство обмана, то есть, опять-таки, обмена), чтобы сыграть с другими обидную шутку на разности валют и стоимостей, и так далее. Много кой-чего придумано, мы вообще довольно изобретательны в этом деле - в обмане и воровстве.
На самом деле главный обман, который проделывают с нами деньги, совершенно не в этом.
Главный обман в то, что
потребляя то, что сделали другие, используя то, над чем трудилось множество людей, мы не видим этих людей и не благословляем их за то, что они сделали. Мы, конечно, не священники какие-то, чтобы благословлять, но ведь и благословение тоже не с небес, его люди дают друг другу, думая о другом, чтобы у него все было хорошо. Или не дают, думая обратное, а то и просто забывая о нем.
И все-таки, почему мы не думаем о других хорошо, потребляя плоды их трудов? потому что внутри в нас живет ощущение, что "они за это свое получили" - то есть денежную оплату.
Есть в этом, конечно, реальный механизм - мы действительно работаем ради получения оплаты. И, получив удовольствие - деньги, отношение к нам как к владельцам денег, и прочее - мы чувствуем, что это якобы и есть оплата за то, что мы трудились и старались.
Работает обычная механика эгоизма, который, получив удовольствие, забывает обо всем. Прошлый труд и страдания для него уже не существуют, удовольствие стирает все, нейтрализует.
Есть это, конечно, чего греха таить.
Но это скрывает от нас самое главное - связь между нами. И от тех, что делает для других, и от тех, кто пользуется тем, что делает.
Раньше мы пользовались сословными перегородками между теми и другими, то есть принадлежность к разным сословиям давала ощущение потребителям, высшим, считать себя вправе получать от низших - они же выше по рождению. Затем это перешло на более откровенные виды разделения между нами, по владению количеством денег - богатых и бедных. Так постепенно деньги стали отделять людей друг от друга.
Сейчас уже ясно, что трудятся все, жизнь самого богатого проходит в непрерывных тяжелых трудах, плюс в необходимости шиковать и пускать пыль в глаза, - и только количество денег, которыми он владеет, скрывает от нас этот факт.
Поэтому сейчас, когда все равны, осталась только тонкая пленка, которую создает наш эгоизм, говоря нам - они трудились, так они за это получили, я же тружусь и получаю за это, и забываю труды, удовольствие мне все это стирает? - вот и у них тоже.
Получается всеобщее равенство существ, у которых получаемая за труд оплата, получаемое удовольствие стирает ощущение связи друг с другом, зависимости друг от друга, от других.
Поэтому мы и едим чтобы есть, чтобы получать удовольствие, а не для того, чтобы благословить тех, кто нам дал это, кто трудился для того, чтобы мы получили удовольствие.
Денюжка не дает подобной мысли даже зародиться.