(когда-то написал для книги. слишком гладко, зато правда)
Как в общем так и в частном проявляются одни и те же, во всяком случае, довольно похожие, принципы развития.
У отдельного субъекта вопрос о смысле жизни, проявляющийся вначале просто в осознании существования своего "я", созревает и становится особенно острым в юношеском возрасте, а затем в период "второй молодости", в возрасте около 40 лет. Эти моменты совпадают с периодом созревания нового качества из накопленного количества опыта. В мышлении это соответствует периодам созревания гораздо большей способности к абстрактности мышления.
Точно так же и в "большом человеке", т.е. в более-менее
цельном общественном организме, а также и в истории человеческой цивилизации, такие периоды "перехода количественных измерений в качественные" сопровождаются обострением вопроса о смысле и цели.
В зависимости от культуры, в недрах которой развивался данный народ или общество, в зависимости также от положения на кривой культурной зрелости, вопросы эти касаются или жизни частного человека, или этноса, или жизни цивилизации вообще, а то и существования мироздания и человека в нем.
В такие периоды увлечение занятиями философией, теми или иными культурно-зависимыми формами решения мировоззренческих вопросов становится иногда повальной модой, этой волной увлекаются в открытое море философских проблем целые общественные и культурные институты общества, волна эта часто бывает покрыта пеной спекуляций, дилетантских начинаний и всем, что обычно порождает пустая мода.
Однако никогда в истории не бывало, чтобы, вернувшись «к родным берегам», волна эта не вынесла бы к людям неисчислимые клады мыслей, философских открытий, нового образа Человека, а в результате - и образ нового, более близкого к совершенству общества.
Кто уж на берегу успеет подобрать все это, в чьи руки попадут эти сокровища и как ими распорядятся, - все это в будущем, все это покрыто туманом, все это там, на берегу. А пока мы в открытом море.
Мир должен созреть для решения жизненно важных задач человеческой цивилизации, стоящей на пороге глобальных кризисных ситуаций. И немалая доля будущего успеха в выходе из полосы кризисов принадлежит тем, кто сможет, преодолев узость в постановке вопросов, присущих современной науке, идущей по пути все большей специализации, пойти по пути интеграции человеческого знания.
Каббала, которая родилась как экспериментальная наука тогда, когда остальные науки еще не отпочковались от породивших их культов, предлагает нам сегодня все богатство и глубину знаний о строении мироздания, причинах и цели его существования, о месте человека в нем. Применение их, использование ее оригинальной методики познания дают возможность выхода на решение проблем как глобального так и личностного порядка.