«СПРАВЕДЛИВОЕ ОБЩЕСТВО: МИР, В КОТОРОМ КАЖДОМУ - СВОЕ»
"Личность надо научиться ЛЕПИТЬ - посредством Великой Теории Воспитания, которая должна уметь находить талант в подростке и взращивать этот талант наиболее эффективным и естественным образом. Не штамповать биороботов с заданными функциями, а всячески способствовать тому, чтобы человек нашел себя, свое главное умение. И прежде всего надо будет научиться находить талант Учителя, самый важный из талантов. Ибо по-настоящему широко Великая Теория Воспитания начнет развиваться только с появлением мощного социального слоя Учителей". Б.Стругацкий
http://www.rusf.ru/abs/books/publ49.htmНебольшая, вполне простительная путаница хорошего советского интеллигента:
нет настоящей (Великой) теории воспитания, значит, и найти и вырастить "мощный социальный слой Учителей" без нее никак, значит и саму теорию воспитания развить некому. Круг замкнулся. Ни внутрь, ни наружу.
Но давайте все же посмотрим, что внутри.
Во-первых, личность - это не найденный и выращенный эффективным образом талант.
Есть талантливые оружейники, есть талантливые, милостью божьей, воры. Есть талантливые
разведчики и талантливые командиры, которые, командуя небольшой группой, могут перемолоть живую силу и технику противника и выйти к своим без потерь. Это может быть действительно самый главный талант, который сидит в подростке.
Поэтому скажем так: личность - это не цель. Личность - это средство. Такое же как и талант.
Воспитатель вполне может помочь человеку стать личностью, - самостоятельной, имеющей свои взгляды на жизнь и ничего не принимающей на веру. А дальше общество, государство говорит воспитателю: спасибо, парень, ты свое дело сделал, возьми вот за труды и уходи тихонько, - берет выращенную им личность и использует ее для своих целей. Использует его самостоятельность, дает ему место, где бы он проявлял свои взгляды на жизнь, ничего не принимая на веру.
Но какие они, цели государства, общества? А какая разница, у человека все его цели в той или иной форме встроены в цели общества.
Человек может использовать свою личность для жизни за счет других или же для жизни ради других. Но кто такие, эти "другие"? И как это - ради других? Все мыслительные модели для создания своей, личной (в меру развитости, конечно), человеку дает общество.
Вот и еще один круг замкнулся.
То есть человеку ничего не остается, как создавать общество. С хорошими, справедливыми целями.
Но для кого они будут хороши и справедливы? Ведь вполне может отдельный очумевший народ построить справедливое общество для себя, применяя для этого яркие личности и таланты. Лет на пять, пока соседние народы не намекнут ему, что его внутренняя справедливость стоит им крови и слез. Хотя нет. Это когда-то можно было пять лет устраивать свое счастье на несчастьи других. И пять и больше. Но время уплотнилось, и с лично народным счастьем стало туго.
Вот и еще один круг.
Как же из них вырваться, из этих кругов?
Надо понять то, что говорят каббалисты: никакой талант, никакая яркость и сила личности, никакое счастье, личное и народное, не имеет долговременной ценности, если сознательно не направлено на счастье всего рода людского.
Если это понять, многое начнет открываться.
Например, противоречивость того, что сказано в заголовке приведенной заметки: "…каждому - свое". Не говоря уже о том, что это «Jedem das Seine» красовалось на воротах Бухенвальда, на этом принципе можно построить только новый Вавилон. Да мы его все, собственно уже и построили.
Если понять, что говорят каббалисты, станет ясен смысл слов: "чтобы человек нашел себя, свое главное умение". Себя человек найти может только в общей живой душе, а умение - в том, насколько он лично способствует, чтобы она выжила и была счастлива. Ежесекундно подпитываться от этой души, а отдавать ей (да и не ей, если уж по правде) только от звонка до звонка - не более чем болезненный бред.
Но самое главное, что станет ясным, что Великая Теория Воспитания создана уже давным-давно. Есть такая наука, каббала, и воспитание личности - один из ее разделов.