Я тут, прям в этом жеже, когда-то Карла Маркса не уважил. Некрасиво, конечно, получилось, - такой заслуженный человек... А потом оказалось, что и вообще я высказался, не разобравшись.
В одной своей статье я этак, по ходу, объявил устаревшим одно из его основных положений. И что теперь делать - ума не приложу. Ну, хотя бы расскажу сейчас, в чем, собственно, дело.
Так вот, беспардонную выходку по отношению к классику я допустил в утверждении, что, мол, роботизация и технологии все больше выталкивают людей из процесса производства. Поэтому, дескать, развитие “производительных сил” привело к тому, что уже не важны “производственные отношения". А актуальными становятся человеческие отношения вне них. Ну, и кинул так, небрежно: “Прости дедушка Маркс, но это так”.
Теперь о том, как я свое невежество обнаружил. Понятное дело, после такого, - разделаться небрежно с самим Марксом, - заноза внутри все же остается. И вот привела меня эта заноза к одному моему приятелю. Вывел я его когда-то в одном из постов в своем жеже, - “Четыре отчуждения Карла Маркса”,
http://karaush2.livejournal.com/122120.html - в образе бывшего философа-расстриги, а ныне трудящегося Востока, рыжего и вредного Витьки Ноткина. В жизни он, конечно, не вредный и уж никак не рыжий, да и не Ноткин вовсе, но к делу это не относится.
Отвечая, Витька был предельно вежлив. Не обозвав меня ни разу, объяснил, что в моей очень средней школе нас нагрузили вульгаризованным понятием производственных отношений “по Марксу”, как отношений в процессе производства и распределения материальных благ - и все.
А на самом деле у Маркса понятие производственных отношений намного более объемное и комплексное. Потому что, будучи изначально философом, а не экономистом, Маркс видел основным не производство
материальных благ, а “производство человека”.
А “общественно-экономические формации”, которые советские вульгаризаторы Маркса подавали как нечто вторичное, как побочный продукт развития производительных сил, были, на самом деле, системами создания такого типа человека и межчеловеческих отношений, который соответствовал характерному для каждой эпохи уровню развития людей, тому, как люди видели мир.
То есть, в общем, люди, прежде всего, создавали мир-общество, в старом русском написании, - “мір”. Каждый раз на новом уровне. А в нем уже, в этом “міре”, имело место производство и распределение материальных благ. Соответствующего уровня, конечно. То есть все в точности до наоборот.
В общем, говорил Витька, философы в Союзе, которые Маркса всерьез изучали, знали о совсем других “производственных отношениях”, которые он имел в виду. Но это было так страшно, что они быстро отдергивали обожженные откровениями Маркса руки от его “ереси” и охлаждали их в “марксизме”, переделанном под потребности неизменного курса партии.
Ведь сказать, что человек - это то, что постоянно меняется вместе с его взглядом на мир - это похоронить и неизменность линии партии и вообще советский строй. Там же под развитием имелось в виду рост желания просто больше и лучше кушать, - ну а партия будет это обеспечивать. А видеть мир по другому?.. ну, знаете...
Ну, вроде все. Если и сейчас чего-то не так понял, - придется уже перед двумя извиняться, - и перед Карлом Марксом, и перед Витькой.
***
И все ж не удержусь, возьму еще грех на душу, - добавлю кое-что от себя.
Понятно, что всему виной то, что человек развивается.
Почему развивается? - ой, лучше не надо. Об это столько раз язык чесали кому не лень... Все время пытаясь улизнуть или в описание процесса, или называя причиной развития возникающие противоречия, - то есть, следствия! Как говорится: “Ну ваще…”
А то даже уходя в религиозный экстаз, свойственный так называемым “материалистам”, объявляли развитие универсальным свойством материи. У них же некая “материя” - это какая-то ну просто священная корова. Которая разгуливает по всем извилинам и где угодно оставляет свои, извините, следы.
Поэтому ограничимся лучше Гегелем, который не юлил, а прям так и сказал, что все развивает цель. Этакий субъект, который сам неизменен, зато всем движет. Кто такой этот “мистер Цель” - ну это уж пусть каждый представляет себе как ему угодно.
Кроме того, если уж о развитии человека говорить, то к “почему?” интересно добавить “как?” Ведь вот у растений и животных как это происходит? У них развитие идет так, что появляются совсем новые виды, целыми отрядами, и классами, а старые или отмирают совсем или просто перестают быть господствующими на Земле. Уходят куда-то в дебри и в глубины, и ждут там любознательных естествоиспытателей, чтоб потешиться ихними “ах! сохранились! миллионы лет! сотни миллионов лет!”
А человек? Не считая ухода, - без объяснений, по-английски, - неандертальцев, о надбровные дуги которых уж сколько лет бьют себе лбы антропологи, - в человеке уж десятки тысяч лет ничего не меняется, а развился он при этом, - аж смотреть страшно.
Потому что развивается в нем его внутренняя природа, - желания. Вот буквально так же, как и во внешней, земной природе, отмирают целые слои, им на смену приходят другие, более развитые - так и в мире желаний человечества.
И также как и у животных - предыдущие не исчезают полностью, а просто перестают быть господствующими. В жизненной среде. Животные - в природе, а человеческие желания - в обществе.
Развивался человек, то есть его желания и потребности, - появлялось желание видеть мир другим. И тогда появлялись новые системы “производства людей”: идеологии, системы воспитания, все институты, правила и обычаи социальной иерархии. Ну и новые типы государства, новые законы, которые “навечно закрепляли” то, чего достигло желание человека видеть мир иным.
Во всех этих системах и реализовывались те “производственные отношения”, о которых нам не говорили.
Кстати, и те производительные силы и производственные отношения, о которых нам говорили, - они тоже развивались в мере развития человека, то есть его желаний и, как следствие, его взгляда на мир. А когда не было развития желаний и потребностей, - так и пахали тысячи лет одной и той же сохой.
И, наконец, реверанс в сторону Маркса.
Ведь в нормальном, основанном на взаимопомощи, на дружном труде на благо всех, обществе, “царстве свободы”, как называл его Маркс, “производственные отношения” - то есть система актуализации врожденных данных человека в системе взаимоотношений в обществе, - она ведь не просто “будет существовать”. Она, эта система, будет основной. Потому что самореализация - одна из главных задач, проблем и мечтаний человека, а в таком обществе - и вообще всех…
Этому, отчасти, поспособствуют те самые роботизация и технологии, которыми я попытался так беззастенчиво Маркса в сторону отодвинуть.