В каббале есть один из методов продвижения в этой науке, который на первый взгляд, да и на второй тоже, только подтверждает низовое мнение о ней и самые мрачные подозрения, что «наука» эта имеет явное отношение к мистике.
Метод этот - чтение трудов каббалистов, предшественников. С намерением, при чтении, подняться на их уровень постижения. При этом, говорит каббала, на человека воздействует некий свет, который его и продвигает. На самом деле мистики в этом не больше, чем при серьезном изучении любой другой науки.
Да и вообще в этой сфере, в желании людей продвинуться в науках, если посмотреть простым житейским взором, царит сплошная мистика. Потому что, скажите на милость, с какой стати какому-то парнишке сельскому (поморскому, согласно классическому примеру) или городскому, вдруг попадает вожжа не туда куда надо, и он, вместо того, чтобы научиться ремеслу, которое бы дало ему возможность заработать, обустроить семью и дом, и прожить жизнь нормально, как все, как люди, начинает вдруг сохнуть над непонятными научными книгами?
Он что, в результате этого высушивания самого себя будет когда-то зарабатывать намного больше других, у него будет куча денег, - что ценится окружением, в котором он вырастает? В подавляющем большинстве случаев - нет, да ему никто такого и не говорил, и сам он, читая непонятные пока тексты, не этим движим. Тогда, может быть, он сможет в результате командовать людьми, - что само по себе доставляет практическое удовольствие, доступное и понятное даже пацану, - потому что у других он, его имя само, будет вызывать послушание, уважение, страх, восхищение и так далее? Нет, конечно. Да приведите массу примеров из других видов деятельности, - не поймете, что означает его желание «больше знать».
И даже если взять с точки зрения альтруизма, а не «просто жизни» - он что, осчастливить при этом кого-то хочет? Да у него, сопляка, такого и нет в жалком наборе его понятий. Короче, сплошная мистика это желание просто больше знать в науках.
Но, вернемся к каббале, точнее, к сравнительному пояснению
одного из механизмов продвижения в ней, - сравнительному с такими же механизмами в других науках.
Так вот, нам кажется, что тот, кто хочет постичь науку, читает труды ученых для понимания, и если понял, - отлично, поднялся на ступень выше. На самом деле за тем текстом, который он читает, даже просто элементарно поясняющим, - стоит весь опыт массы исследований и экспериментов. Весь этот эмоциональный, интеллектуальный опыт постижения и есть та «высшая ступень», которая воздействует на учащегося, и этот «свет», контакт с этой высшей ступенью, и развивает его. А понимание при этом - всего лишь вспомогательный инструмент.
В детских книжках описывалось воздействие этого опыта, как фантазии подростка, юноши о «научных мучениях» и эмоциональных переживаниях экспериментаторов, о радости поиска и открытия. На самом деле это не «фантазии». То, что так описывается, - это результат воздействия «света», т.е. сконцентрированного опыта, заложенного в тексте. Понятно, что испытывают такие переживания меньшинство из учащихся, но именно это меньшинство и развивается под воздействием подобного «света». То есть, говорится только о тех, у кого есть необходимый, как это называется в каббале, внутренний «сосуд» для света.
Одно из отличий от каббалы в этом механизме состоит в характере того уровня, ступени, на которую поднимается учащийся в результате чтения трудов предшественников с правильным намерением. В каббале этот, более высокий уровень можно назвать более высоким уровнем существования. Это тоже уж никак не мистика, потому что ясно любому здравомыслящему человеку, что мир, каким мы его воспринимаем, - как одновременное существование массы конфликтующих друг с другом деталей не может быть даже нормальным уровнем бытия. Просто по определению.
Мы, правда, напридумывали массу уловок, чтобы как-то замазать эту зияющую рану в наших существовании и сознании, типа «борьба и единство противоположностей», «гармония контрастов», или «да как-нибудь все устроится», или уж вообще - «воля небес». Но это мало помогает, особенно когда мы видим, как одна из конфликтующих, со всем окружающим, деталей, - человечество, все сильнее раскачивает лодку, то есть - разрушает хрупкую гармонию существования. Да и в самом себе оно давно ушло от хоть какой-то, примитивной, гармонии первобытной жизни к конфликтному существованию, которое ни к чему, кроме гибели, не ведет.
Из этого понятно, что каждый более высокий уровень существования это такое восприятие действительности, которую достигнув, человек видит воочию, насколько все подчиняется общей силе гармонии, то есть, другими словами, любви. Ведь даже в нашей убогой жизни, - почему мы так любим созерцать гармонию, из каких бы контрастных элементов она ни состояла? И даже наоборот, удовольствие от гармонии тем острее, чем контрастнее детали, которые в ней живут в мире. Потому что на нас воздействует, пусть косвенно и внешне, через созерцание, та самая сила высшего уровня существования. Вызывая у нас удовольствие. И понятно, что если бы у нас не было, для ее восприятия, того, что в каббале называется «сосуд», - нам бы не было чем ее ощутить. Видит тот, у кого есть орган зрения, слышит тот… ну и так далее.
Возникает естественный вопрос - какая такая гармония и любовь управляют нашим миром, когда человечество просто выпирает даже из всех природных контрастов своим убийственным и самоубийственным характером? Оно же даже не выглядит, как часть общей картины природы. Этот вопрос лучше оставить на потом, сказав себе пока, что мы живем, как ни как, во времени, то есть то, что мы видим, - это еще не окончательное состояние нашей дисгармоничной картины. Еще не вечер.
А вернувшись к вопросу о других науках, - куда там поднимается постигающий их всем своим естеством? - скажем, что постижение их тайн не меняет картину мира. Человек не поднимается все больше к силе гармонии и любви, которая, как мы поняли, соединяет весь мир в одно целое. Да и наука уже даже не претендует на то, что она сможет этот наш балаган хоть как-то упорядочить, какофонию хоть приглушить, как то, надеясь на силу знания, предполагали деятели минувших эпох.
Освоение наук не меняет природу человека и природу нашего мира, просто дает надежду тому, кто их изучает, слиться с более глубокой, детализированной, более широкой и обобщенной, картиной того мира, в котором мы живем и который со все возрастающим сожалением, созерцаем.