Автор: Михаил Гонопольский
Ненаучное предположение J о причинах интереса бывшего работника, а затем и главы, спецслужбы «Натив» к Украине.
То, что я здесь пишу, как говорится, не претендует на то, чтобы быть истиной, просто - предположение. Так, несколько фактов и событий совпадают, вот и все.
Прежде всего, Яков Кедми - великий человек, если точнее, он сделал великое дело для еврейского народа и для государства Израиль. Знают это все, кто не знает, может прогуглить тему.
В конце 80-х Яков Кедми, работая в Москве (не знаю его тогдашнюю должность в «Нативе»), воспользовавшись изменениями в отношении американцев к массовому въезду советских евреев в США, а от Израиля имея лишь устное согласие премьера, Ицхака Шамира, сумел перенаправить поток отъезжающих евреев, - из США, куда раньше ехали большинство вырвавшихся из СССР, - в Израиль. В результате с 1990 до 1999 года в Израиль приехало с территории тогдашнего, а затем и бывшего СССР более 820 тыс. человек, а всего за годы «Большой Алии» - 1,6 миллионов.
Это факты. Отношение же к фактам, т.е. мнение о том, хорошо ли это - оказаться в Израиле, может быть разным. С мнениями не спорят. Мы, собираясь семьей уезжать в 1991 году, даже не будучи при этом горячими сионистами, тем не менее, ни о какой Америке не думали, цель мыслилась только одна - Израиль. Так что, оказавшись здесь не усилиями Якова Кедми, тем не менее, оцениваем его как великого человека, точнее, человека, сделавшего великое дело для еврейского народа и государства Израиль.
С этим все. Дальше.
Пару лет назад в русскоязычном интернете появилось то, чего раньше так не хватало. Появился голос Израиля. До этого русскоязычные израильтяне во всех социальных сетях, комментах и прочем были в глухой обороне. И вдруг - обаятельный, с приятным еврейским напевом в речи, «компетентный собеседник», «экс-глава», ироничный, самостоятельный, имеющий свое личное и часто критическое мнение даже о политике своего государства и действиях его руководства, и - о боже! - даже о таковых «старшего брата» Израиля - США. Яков Иосифович Кедми. Имеющий, опять-таки, свое - но всегда положительное, - мнение о международных действиях России, о ее роли в мире, о ее военной политике. Его полюбили мгновенно. Комменты - от сдержанно-уважительных до восторженных.
Но со временем нескрываемая тенденциозность не столько
пророссийского, сколько антиукраинского настроя его речей и интервью стала понемногу зачернять и стушевывать, во всяком случае для меня, его светлый лик эксперта.
Происходило это на фоне понятных, - думаю, не только мне, а и очень многим, - фактов.
Во-первых то, что Россия ведет против Украины так называемую «гибридную войну». В той части гибридной войны, которая касается работы в СМИ и в социальных сетях, россияне повели явно неграмотную линию, в результате чего уже проигрывают. Линия эта - очернение всего украинского вообще. Как такового. Но это так, к слову.
Второй из фактов, на фоне которых шел интернет-восход солнышка, Якова Иосифовича Кедми, состоял в том, что Россия была вынуждена начать эту войну. Давняя и настойчивая экспансия Запада - этот начавшийся давно уже «дранг нах остен», пройдя железным плугом по Северной Африке и слегка споткнувшись в Сирии, весьма логично решил использовать против России Украину. Сделать это было, при природной наивности украинцев, совсем не сложно. Поэтому Россия, поднявшись к этому времени с помоста на политическом ринге, где она провалялась беспомощно все 90-е, и все громче заявляя, что она вновь становится мировой державой, вынуждена была, что называется, принять меры. НАТОвские базы под Черниговом ей были совершено «не в масть». Ну и, захапав Крым, отрезала Украине вступление в НАТО, а, соорудив, по уже сложившейся традиции, «буферные республики» на Востоке Украины, попыталась ее расколоть.
Да, но мы отвлеклись. Мы все же - о Якове Иосифовиче. Так вот, здесь и начнем излагать наше ненаучное предположение.
У его, доходящей иногда до неприличия, антиукраинской горячности, у его появления вдруг в Молдове весной 2015 года, у его появления в русском интернете вообще, есть одно название: «Участие Якова Иосифовича Кедми в гибридной войне, которую Россия ведет против Украины». Участие - на стороне России, конечно. Ну, потом еще участие России в войне в Сирии подоспело. Надо было авторитетно высказываться и по этим поводам. Потом - и на внутриизраильские темы, где у него от усталости пошли уже «мнения» на основе его личных политических взглядов. Которые, понятно, в стране, где «у каждого Абрама своя программа», никого не интересуют. Тут же не Россия, и не Украина.
Да, так мы опять отвлеклись.
Предположение наше основывается на том, что Яков Кедми - включился, вдруг, - именно с началом российско-украинской войны.
А состоит предположение в том, что тот маневр, который ему, работнику «Натива», удалось произвести в конце 80-х в разваливающемся Союзе, (причем маневр очень крупный, на сотни тысяч человек, и все они были направляемы в одну страну), не мог быть, - тот маневр, - произведен без молчаливого или иного, согласия тех людей, которые так или иначе планировали будущее разваливающейся империи и будущие отношения с Израилем. Вот так.
А сейчас помедленнее и раздельно. Советские спецслужбы, понятно, знали о деятельности «Натива» и самого Якова Кедми. В той мере, понятно, в которой могли это знать. С агентами таких, - не критически опасных, - организаций как «Натив» отношения обычно понимающие и, в какой-то мере, коллегиальные, - следят, чтобы не зарывались уж настолько, что потом самим следящим придется получать нагоняй от госруководства.
Сам Яков Иосифович как-то рассказал, как он, выросший в Москве израильский агент, зная все дворы и переулки, оторвался от «хвоста», и получил потом «упрек» по телефону от руководителя тех, кому положено было за ним следить: «Яша, что ж это ты? - ребята тебя потеряли…» И ответил тому, тоже коренному москвичу: «Ну вы же набрали иногородних…»
И вот, руководители советской спецслужбы узнают, по разным каналам, что Яков Кедми готовит договоренности с авиалиниями, железной дорогой, с отделом виз консульства, и, надо полагать, дело идет к такой-то операции в таком-то объеме. Возникает вопрос - сделать вид, что не заметили, или помешать, или… А люди сидят у руля, некоторые из них даже готовят развал империи, чтобы не было больших взрывов, продумывают, чем этот массовый отъезд их будущему государству и им лично может быть хорош или плох.
Надо полагать, решили разрешить. В какой форме было разрешено, был ли личный разговор с представителем «Натива», или дали «добро» понятными им, спецслужбистам, намеками - гадать об этом нам, дилетантам, бесполезно. Со стороны же Кедми, понятно, разворачивать такое дело, не будучи уверенным хотя бы в нейтралитете со стороны советских «коллег», было бы непростительным мальчишеством и верхом непрофессионализма.
Таким образом, советские спецслужбисты, руководствуясь своими соображениями, дали возможность Якову Иосифовичу, сделать доброе дело для нашего народа и для страны.
И, понятно, такое коллегиальное отношение не могло быть не оценено Яковом Иосифовичем, и просто недостойно было бы забыть об обычае «алаверды».
Таким образом, когда у тамошних спецслужб, к этому времени уже российских, возникла острая потребность в международной поддержке в вышеупомянутой гибридной войне, - поддержке, которой Россия почти напрочь лишена в этом помешавшемся на «демократии», и антироссийской истерии, мире, пришел черед подняться на экраны и сказать то самое «алаверды». Что Яков Иосифович Кедми и сделал, включившись на стороне России в российско-украинскую войну.
Теперь о Молдове (продолжая наше ненаучное предположение). Это очень интересный эпизод, который показывает, в доступной нам, простым обывателям, мере, степень активности участия Якова Кедми в войне на стороне тех, в отношени кого за ним остался долг джентльмена. Для того, чтобы понять, почему Яков Иосифович появился именно там, в Молдове, и именно тогда, стоит прочесть интервью «Директор войны» - с главой СБУ Василием Сергеевичем Грицаком.
Суть дела, коротенько, в том, что спецслужбы России готовились осуществить весной 2015 года так называемый «проект Бессарабия» - создание на части Одесской области «Бессарабской народной республики», потом прорыв к Одессе, - короче, Украина получила бы еще один фронт и много-много неприятных сюрпризов.
Да, но рядышком, через тын - Молдова. Молдаване они народ мирный, но чем черт не шутит. Молдаван надо замирять, ставить на место, объяснять, что они - не румыны, что они имеют право на свою, молдаванскую, позицию, не-румынскую, и пр. Чтоб отнеслись к предстоящим событиям с пониманием.
Так вот, по нашему дилетантскому мнению, Яков Кедми тогда, в марте, был там именно с целью замирить молдаван, и справился, надо полагать, неплохо.
В общем, все. О «сик транзит глория мунди» говорить не будем. То, что сделал Яков Кедми тогда, в конце 80-х, як кажуть українською, «навіки вкарбовано золотими літерами в історію нашого вічного народу і нашої славетної держави».
Скажем только пару слов о том, отчего такая животная ненависть к Украине.
Яков Иосифович - москвич. «Русский» еврей. Для многих русскоязычных евреев, к сожалению, до сих пор слова «украинец» и «антисемит» - синонимы, а также «украинец» и «полицай». Что тут скажешь?
Мне, в роду которого есть люди, спасенные простыми украинскими селянами от смерти, - и от немцев и от своих же бандитов, говорить с теми евреями, которых еще Зеев Жаботинский упрекал в национальном "русском" высокомерии, - бесполезно.
Мне, который бывал часто в детстве в украинском селе, и которому ясно, просто до ощущений, что означает полгода-год-полтора прятать у себя в коморе, в хате, в погребе еврейскую семью, кормить их, как говорят в народе «гімна виносить за ними», и все это под подозрительными взглядами соседей через тын, - что я могу сказать евреям, высокомерно относящимся к Украине и украинцам?
Только посоветовать, чтоб прошли от могилы к могиле всех тех сотен украинцев, которые были расстреляны и повешены, целыми семьями, с детьми, за укрывание евреев, поклонились бы каждой из этих могил, а затем и двум с половиной тысячам украинцев - «Праведников народов мира», или их потомкам пусть спасибо скажут, лично. Может быть, поможет.
Так что - не пытайтесь своим еврейским или «русским» умом понять Украину.
И свое «алаверды», Яков Иосифович, вы уже сказали. Уходите с украинской темы.
Ну, а если мое ненаучное предположение неверно, - ну, бывает. Уж очень все сходится :-)