Царь и раб

May 17, 2014 18:54





Один товарищ, в прошлом театральный режиссер (ныне "трудящийся Востока"), создал уже несколько интересных коллажных анимаций, очаровался намедни двумя вещами: "Хазарским словарем" и "Кузари". И решил привить одно к другому, авось плоды даст. И вот ему сценарй надо, вынь да положь. Сценарий, может, и не получится, но заготовки в дело пойдут. В частности, вот в этот журнал.
Тема далеко не древняя и не религиозная. Тема выбора, такого же, который стоит сейчас перед всей цивилизацией - методика выживания. А то, что хазар сделал это религией - что ж, "детская болезнь" человечества, которое все мировоззренческие идеи до последнего времени оформляло только в виде религий. Включая религию "коммунизм", религию "свободный рынок" и пр.
Итак -
"К сценарию Кузари
(Глаза камеры - глаза царя. Самого царя не видим, весь он - в диалогах, «мыслей вслух» и монологов нет...)
Угол в зале восточного дворца, лучше - богатой юрты.
В углу сидит мальчик, играет: на игрушечной виселице вешает тряпичного человечка.
Царь - Кто он?
Ребенок, смотрит снизу - Он мой враг. Я егопленил и теперь одним врагом у меня будет меньше...- продолжает дергать за веревку, потом снимает петлю, поправляет веревку на виселице и опять вешает человечка за шею.
Царь (присаживается, т.е. камера опускается на уровень головы ребенка) - Сделай из него своего друга...
Ребенок, увлеченный игрой - Как?
Царь - Накорми его. Ты же видишь, он голоден...
Ребенок, со страхом от одной мысли об этом - Он наберется сил от еды! Он станет сильнее меня - и убьет меня!
Царь (встает, т.е. камера поднимается, прежний вид сверху) - Врага нельзя сделать другом? - камера отворачивается проходит в другое отделение дворца, за занавес...
Ребенок, видимо, продолжая свою игру, поучительным тоном, вслед - Врага можно купить...- (пауза) - но он останется твоим врагом...
Переход камеры по роскошным восточным вещам, по стене, свитки с миниатюрами, роспись на стене дворца…
Голос за кадром (не голос царя) читает что-то похожее на Экклезиаста: «Я, великий царь, царь над царями, я умножил свое господство, познал премудрости Востока и Запада… я хотел укрепить свое царство и оставить его…»
Стена кончается, перед царем - один из стражников дворца, преданый взгляд, невыразительное монголоидное лицо…
Царь - Ты кто?
Стражник - Я туграй.
Царь - Ты человек?
Стражник - Я туграй.
Царь - Как вы живете, туграи?
Стражник - Слава великому цару, живем хорошо.
Царь - Родители живы?
Стражник - Их убили этой весной.
Царь - Ваш род отомстил?
Стражник - Убили всех. Азаи налетели ночью и убили всех.
Царь - Вы объединялись с другими родами на защиту?
Стражник - Мы пытались, великий царь, но каждый думал о себе... И азаи всех убили.
Царь - Сколько вас осталось, туграев?
Стражник - Осталось три рода по сто юрт в каждом.
Царь - Азаи ваши враги?
Стражник - Слава великому царю, у нас нет врагов, мы живем под властью великого царя народов и очень довольны.
Царь - Почему же вас стало мало?
Стражник - Каждый думал о себе, великий царь...
Карта царства, на ней движущиеся сцены сражений, множество людей трудятся, строят, идут караваны... камера проходит по карте...
Голос продолжает читать: «...Я, великий царь над царями, я хотел укрепить свое царство и оставить его на множество поколений спокойным, богатым и уверенным, управляемым мудростью, в мире и благополучии...»
Камера останавливается на одном из мест карты со сценами труда множества людей....
Царь - приведи ко мне одного из танагов....видно, как стражник бросается исполнять, выхватывает, в сцене на карте одного из работающих в цепочке людей, тащит его....
Вид зала во дворце, стражник бросает притащенного им человека к ногам царя...
Царь - Подними его... - обращаясь к танагу, - в вашем народе танагов издревле правили мудрецы. Так ли это сейчас, раб?
Раб - Пришли другие времена, да не прогневается великий царь.
Царь - Куда ушла мудрость?
Раб - Ее купили, великий царь.
Царь - Ты лжешь, раб! Мудрость невозможно купить.
Раб - Да, великий царь, купившие мудрость получили всего лишь знания.
Царь - Но знания без мудрости разрушают мир!.. Кто же правит в вашем народе?
Раб - Те, кто смогли купить мудрость, давно купили власть, ведь власть дешевле мудрости.
Раб продолжает говорить, звук его речи стихает...
Вновь возникает карта царства со сценами рабского труда массы людей... Вступает голос за кадром: «...поэтому я, великий царь, царь над царями, чувствую себя жалким червем и неучем, самым низким из своих подданных, ибо не знаю будущего и не знаю такой силы в мире, которая могла бы дать моему царству успокоение от войн, примирить со мной моих соседей, дать благополучие людям царства от визиря до сельского побирушки...»
Камера тем временем, через стены с росписями и углом, в котором ребенок вешает уже нескольких тряпичных человечков, по очереди, уходит за резную колонну, с другой стороны колонны, стоят в несколько рядов, на фоне степи, множество людей разных народов и сословий, камера крупным планом проходит по их ряду...
К окончанию цитаты вновь возникает зал и танаг, стоящий перед царем...
(Дальше - только их беседа, пока без изобразительного ряда)
Царь - Я вижу отсвет мудрости в твоих словах, раб. Времена правления мудрецов не прошли даром для твоего народа. Но вы, танаги, - жалкие из народов. Почему ваш бог так вас унизил?
Раб - Каждый из нас перестал думать о других, великий царь. Мы перестали жить друг для друга и стали жить каждый для себя.
Царь - За это ваш бог рассердился на вас?
Раб - Он не сердится... Мы сами себя этим унизили.
Царь - Но и человек и народ должны думать каждый о себе. Кто этого не делает - приходит в упадок и погибает!
Раб - Это справедливо в отношении всех остальных народов, кроме нас, великий царь.
Царь - Почему?
Раб - Творец избрал нас из всех народов, чтобы мы, подобно Ему, не думали каждый о себе, чтобы мы были как один человек с единым сердцем.
Царь - Это возможно?
Раб - Да, великий царь.
Царь - Что получается в результате этого?
Раб - Получается чудо, великий царь: каждый человек и весь народ становятся крепче алмаза, и излучают свет в этот мир.
Царь - Ты сказал, что ваш бог не думает о себе, раб? Значит, он не существует! - все существует только в силу того, что заботится о себе.
Раб - Ты увидел истину, великий царь - Творец действительно неощутим в нашем жалком мире.
Царь - Твои слова лживы, раб! - ты смеешь порицать основу существования - заботу о себе. Я же думаю о себе!
Раб - Ты не думаешь о себе, великий царь. Все твои мысли - о твоих подданных и о благополучии царства.
Царь - Что ты имеешь в виду?
Раб - Ты живешь не для себя - поэтому ты царь.
Царь - Ты хочешь сказать, что вы были народом царей?
Раб - Конечно, великий царь. Когда человек думает о других и живет для других, тогда все остальные как дети зависят от его благоволения и доброты. Так же, как зависят от попечения царя его подданные.
Царь - Клянусь небом, я чувствую в твоих словах правду, раб! Так из-за этого все беды в мире?
Раб - Да, великий царь, все беды из-за того, что мы, народ, знающий силу добра, которая управляет миром, перестали жить по ее законам.
Царь - Я вижу, ты не обвиняешь другие народы...
Раб - Как можно обвинять неразумных детей? Разве великий царь станет обвинять своих подданных, когда видит какое-то неустройство в своем царстве?
Царь - Что мешает людям увидеть твою истину, раб? Ведь она так проста...
Раб - Множество маленьких правд, великий царь. Ведь каждая мысль о себе рождает новую такую правду.
Царь - Но это значит, что мир обречен!
Раб - Нет, великий царь. В конце дней горький опыт заставит людей найти способ научиться думать каждый об остальных и все - о каждом.
Царь - Всех людей?
Раб - Да, великий царь.
Царь - Ты что-то скрываешь, раб... Берегись! Разве может самый горький опыт дать жалким людишкам стать такими как сам бог?!
Раб - Ты увидел зерно истины, великий царь. Это может сделать только сила Творца.
Царь - Где же они ее возьмут?!
Раб - Но ведь добрая сила Творца присутствует в мире, везде, и сейчас, и вечно, великий царь! А несмышленые люди рвут ее на части как малые глупые дети порвали бы дорогую парчу, дай им ее...
Царь - Что означают твои слова: «рвут на части силу Творца»?
Раб - Умение думать о других и жить для других люди используют, объединяя свой род, свой народ, чтобы побеждать других, убивая и разрушая все на своем пути. Добрую высшую силу, которая поднимает людей над собой, объединяет их, они используют во зло...
Царь - Я хочу служить твоему богу, раб.
Раб - Ты волен, великий царь, пытаться использовать силу Творца на добро... Но твои подданные превратят твой союз с высшей силой в религию. Они станут поклоняться ей, как поклоняются сейчас идолам.
Царь - Что будет, раб? Непонимание истины убивает...
Раб - Непонимание истины дает великие силы множеству правд. Благодаря силе непонимания люди станут как боги, великий царь, ведь нет человеку препятствий стать как боги, которым он поклоняется. Один земледелец сможет накормить тысячи, один ткач сможет одеть сотни, люди поднимутся в небеса, будут владеть молниями и тайными силами...
Царь - Но где же тот горький опыт, опыт, о котором ты говорил? Люди расплодятся, будут счастливы и богаты!
Раб - Боги, которым поклоняются люди, несут в себе злую природу тех, кто их придумал, великий царь. Сила непонимания даст возможность одному воину убивать десятки тысяч, одному знатоку смесей разных веществ сводить в могилу тысячи тысяч.
Царь - И это вызовет страх, который остановит их?
Раб - Нет, великий царь, это вызовет желание узнать истинную причину несчастий.
Царь - Которая заключается в том, что каждый человек живет только ради себя и каждый из народов думает только о себе?
Раб - Ты прав, великий царь."

добро, зло, выбор

Previous post Next post
Up