Внеэкономические методы принуждения

Apr 04, 2014 18:25

Из заметок о потребительском обществе.
Интересно получалось: стареющие шестидесятники и их поклонники издевались над “страхом перед западом”, пели: “Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, кока-колу”.
Тогда смеялись над этим, говорили: “кока-кола - это же просто газированная вода”. То есть это был протест против демонизации советской пропагандой Запада во всех его проявлениях.
Но на самом деле все это - кока-кола и ее демонизация, - не так просто.
Точнее, простота эта лукава. Она покупала человека. Ты выпил кока-колу - ты куплен обществом свободного потребления - и ты пропал.
(Помню, как в девяностом году я первый раз выпил в Москве, в аэропорту стакан “Фанты”. Это была сказка, это был вкус сказки. Потом, спустя годы, я узнал, конечно, что большинство в этом напитке - скучная химия. А тогда, после наших провинциальных “Дюшеса” и “Буратино” - это был действительно вкус новой жизни, нового мира.)
Так вот, почему ты “пропал” - потому что потребительское общество давало свободно, открыто, по дешевке, то, что нужно низовой, “животной” сути человека: пища, свободная любовь, вещи для жизни и для дома. А ты - сколько бы ты не горбил на своем заводе в Союзе, всю жизнь ты был обречен “доставать”, выстаивать в очередях, а не пойти и купить,
И этим потребительское общество покупало человека через нормальное, природное, “животное” удовольствие. Типа сделай приятно чьей-то собачке - ты доставишь удовольствие ее хозяину.
А что давала советская сторона конфликта? Она поставляла человеку какие-то невнятные лозунги единства, солидарности и труда на благо чего-то там.
Они обращались совсем к чему-то другому в человеке, не к его животной основе, и это обращение не было подтверждено положительными эмоциями для его животного.
Поэтому были эти лозунги, на практике, “внеэкономическими методами принуждения”, и не больше.
А тот уровень, к которому теоретически был обращен их посыл - человек, готовый с радостью работать для других, будучи уверен, что другие работают для него, - у большинства или спал, или отсутствовал.
И поэтому они проиграли.
Но есть еще более интересная сторона дела. Погружение в то, чем снабжает “животный” уровень человека потребительское общество, замыкает человека его интересы на этот уровень, отдаляет людей друг от друга, капсулирует
Таким образом, тоже является внекономическим методом принуждения.

идеал, потребление

Previous post Next post
Up