Мать Кузьмы или обо всем понемногу

Nov 01, 2012 18:05




(писал как болванку к статье, но такая болванища вышла, что сам еще до конца не дочитал :-) 
Досоревновались 
Жил когда-то такой человек, Никита Хрущев. Одно время он работал Генеральным секретарем ЦК КПСС, и в качестве такового посетил однажды США. 
А надо сказать, что он часто любил подчеркивать своей речью и поступками, что сам он «родом из народа». И поэтому в ходе своего визита он заявил американцам, что, мол, в мирном соревновании двух общественных систем «мы вам покажем кузькину мать». 
Штатные переводчики ЦК и МИДа, обеспечивавшие контакт Никиты с собеседниками, даже на пределе своих профессиональных возможностей не смогли перевести дружескую угрозу советского лидера иначе, как «мы вам покажем мать Кузьмы». 
Американцы, говорят, матерью этой не заинтересовались, инцидент прошел гладко, разойдясь рябью  баек и анекдотов по глади советской действительности.
В «мирном» соревновании, как известно, обе стороны не жалели ни своих, ни чужих. В ход шло все, что под руку попадало - люди, народы, ресурсы, экология.
Досоревновались до того, что России уже и показать другим нечего, кроме кончика трубы. Нефтяной или газовой - это в зависимости от того, кого какая интересует. 
США, все более погружаясь в жижу социальных и экономических проблем тоже ничего кроме авианосцев уже показать не могут. Впрочем, они у них всегда были напоказ.
В результате ни одна из сторон с кузькиной матерью так и не познакомилась, соревнование утихло, участники его разбрелись, готовясь то ли к пиру во время чумы, то ли к большой драке.
Идея соревнования сорвалась потому, что пока каждый думал о личной победе, дело тем временем шло в рамках намного более общего процесса, который сейчас все чаще называют кризисом цивилизации. 
«…вперед и вверх, - а там…»
Попробуем вкратце рассмотреть что это за кризис такой и откуда он взялся, точнее, повторим известные факты.
Развитие, и отдельной человеческой особи и рода людского вообще, выражается, в частности, в росте и развитии желаний и потребностей. Рост населения и его покупательной способности всегда были налицо, а с конца 19 - начала 20 веков начался и качественный рост потребления. 
Стало появляться все больше новых предметов потребления, средств передачи культурной информации, средств связи и транспорта. Все быстрее стала меняться среда обитания человека, быт, городская среда, вообще весь «интерьер» государств. Соответственно росли аппетиты тех, кто хотел и мог на этом заработать.
И, самым естественным образом, родилась концепция непременного и вечного, дружно, рука об руку, роста потребления и производства. 
Но реальное потребление всегда немного сбоило, прихрамывало и отставало. 
Поэтому, чтобы не огорчать тех, кто мог и хотел заработать на производстве, - и от щедрот своих поддержать и государство, потребовалось расширение рынков сбыта на всю планету. А также подчинение экономик, которые шли не в ногу и упрямцев, богатых ресурсами, но не желающих делиться. И, понятно, щедрой рукой можно и нужно было брать ресурсы у планеты, у которой и спрашивать не надо. 
Но и о потреблении тоже надо было заботиться, лелеять его, если надо - впрыскивать стимуляторы роста. 
Под создание положительного образа потребителя создавалась соответствующая культура, был вылеплен монументальный образ идеального потребителя, была тщательно разработана политика запланированного преждевременного устаревания вещей, поддерживался миф о бесконечности ресурсов нашей доброй и великой планеты - ну и т.д. 
На солнечной стороне мифа и в его тени
Вся жизнь была заботливо окутана мифами, в рамках этих мифов и соревновались, пытаясь показать друг другу кузькину мать, - государства и целые системы, - в производстве и потреблении.
Уже под конец этого гала-представления, под самый занавес, Советский Союз развалился, не сумев выдержать соревнование в создании образа идеального потребителя. 
Из-за железного занавеса этот образ светил, а обеспечить своего потребителя сравнительно достойным уровнем жизни система производства, основанная на администрировании всех процессов, на искусственном ценообразовании, придавленная грузом оборонных расходов и необходимости поддерживать «мировую систему социализма», не смогла.
Поэтому декларируемый образ советского счастливого потребителя наряду с естественным ростом желаний потребовал - из-за отсутствия производства - распродажи и разворовывания всего, что есть. То есть - и здесь все шло в том же русле кризиса, основанного на мифе о бесконечности ресурсов.
Потом, когда потребление после нескольких кризисов и измен все откровенней стало проявлять свой ветреный и непостоянный характер, доставляя постоянные страдания своему партнеру, производству, становилась все более явной роль тех, кто все это победное шествие поддерживал и направлял, - и концептуально и материально. 
То есть, финансистов, - тех, кто, поразмыслив, давал кредиты рисковым ребятам, занявшимся производством и торговлей, а также государствам, стимулировавшим уровень жизни населения, другими словами - уровень потребления.
И одним из рычагов, которым эти вдохновители и организаторы всех побед и поражений развивающегося человечества командовали парадом было удорожание или удешевление кредитов, то есть - больший или меньший процент «за труды», который должник обязан был выплачивать. 
В чужом пиру похмелье
И все бы было ничего, но процесс шел, планета, истинная хозяйка ресурсов, стала вдруг показывать характер и мелочно торговаться, требуя непомерные цены за каждую тысячу тонн. А производство и потребление, ощупав весь земной шар, и обнаружив, что новых рынков сбыта уже не будет, взглянули друг другу в глаза и поняли, что дело идет к нехорошему. Их явно обманули. Им сказали, что они будут расти вечно - а расти уже некуда.
Им не прибавили роста даже распад Союза и его системы, то есть - появившаяся возможность включить и новые экономики в общий рынок ресурсов и сбыта.
Ну, и к количественной стороне проблемы, откуда ни возьмись, подключилась качественная: народ затосковал. 
Люди, - читай: потребители, - во всем мире стали вдруг понимать, что они всего лишь потребители. В человеке и в обществе вдруг появилось какое-то новое пространство, в которое хоть миллионы айфонов сотого поколения засыпь - останется одна пустота.
Потребление увяло еще больше, чтобы его поддержать, финансисты стали давать кредиты с почти нулевым процентом на выплату процентов за прежние кредиты. Попытки поддержать дрогнувшую концепцию постоянного линейного роста становились все безумнее.
И в результате маневр с удешевлением кредитов, как верхушка перевернутой пирамиды, стоящая на самом ненадежном из оснований - на желаниях и возможностях людей, - дал сбой, в 2008 году. Стало таять то, на чем строили, и вся перевернутая пирамида стала валиться. 
По другому и быть не могло, спросили бы у кролиководов, - можно ли экстраполировать темп роста кролика в первые две недели его жизни на весь его век.
А почему это наши руки друг у друга в кармане? Так нас связали…
Но мы не упомянули об одном из самых удивительных результатов этого общего процесса, в рамках которого работала и упомянутая шаткая концепция о бесконечном росте производства и потребления. 
Состоит этот результат в том, что все мы на земном шаре вдруг оказались в полной, даже абсолютной зависимости друг от друга. А удивителен он своим потенциалом, в котором самое гадкое из зол соединено с величайшим добром. 
Потому что теперь судьба всех нас зависит от того, для чего использовать эту зависимость, извините за каламбур. Если использовать каждый лично для себя - жди войн и взаимного уничтожения. Если для взаимопомощи, - выйдем из всех бед и проблем в нормальную, обеспеченную жизнь, - для всех.
У этой глобальной нашей связанности есть один, анекдотический прямо, показатель - все поголовно в долгу друг у друга. Уже не говоря о том, что все в долгу у финансовых институтов, калифов на час, - с ними отдельный разговор. 
Почему в долгу друг у друга? - ну, во-первых, потому, что все пользуются ресурсами друг друга и без этого уже не могут. Степень интеграции хозяйств всех стран и степень глобализации мирового хозяйства настолько велика, что ни одна страна не в состоянии обеспечить свое население всем тем, что оно уже хочет. Когда-то и представления не имело об этих товарах и услугах, а теперь жизни без этого не мыслит. 
И что тут поделаешь? - нужно или заставить население хотеть меньше, - но это потребует такого жесткого протекционизма, который сможет обеспечить только диктаторский режим. Или же продолжать влезать в долги друг перед другом. Оба эти выхода выглядят скорее как один вход - в еще худшее положение.
Мера долгов как мера интеграции
Получается, что жить на планете можно только сообща. Этот факт смотрит на нас своим откровенным взглядом все еще сквозь легкую вуаль денежных отношений, дающую обманчивое впечатление, что мы не помогаем друг другу жить - не дай бог, что за разговоры! - мы, как и положено, покупаем друг у друга. 
При этом процесс обмена проходит через финансовую сферу мирового хозяйства, систему, во многом искусственно созданную финансовыми воротилами, - теми, кто хочет властвовать в мире. Обмениваясь «сквозь нее», мы приносим ей прибыль и даем ей контроль над собой, - в результате все, живя, фактически, во взаимопомощи, оказываются вдруг друг перед другом в неоплатном долгу. Потому что всю ту массу долгов, которой мы повязаны друг с другом, вернуть просто невозможно, это известно всем.
Зато можно этими условными единицами, суммами взаимных долгов, измерить степень интеграции. Это если взглянуть на деньги, которыми мы платим друг другу за инновации и ресурсы, не как на меру долга, а как на меру интеграции.
Итак, мифы - о бесконечности роста производства и потребления, о бесконечности природных ресурсов, - сделали свое дело и уходят в одночасье. Дружной гурьбой, по-английски, не попрощавшись. 
Но свое дело они сделали, и то, что мы принимали их когда-то за реальность, это заставляло всех входить во все более тесную связь друг с другом. Чаще всего, конечно, не мирным путем. Делали мы это потому, что соответствовать требованиям этих мифов в одиночку было невозможно: ресурсы планеты, людские, природные - распределены неодинаково.
На лук с картошкой? Нет уж, увольте…
А теперь о ключевом моменте описанной ситуации. Ключевом буквально, так как все мы заперты в одном помещении и чтобы выйти из него, нужен, понятно, ключ от двери. То, что кризис стал всеобщим, и все стали перед ним одинаковыми, означает, что выход из этой непрошенной ситуации должен быть какой-то похожий или одинаковый.
Это и есть ключевой момент. Тот, кто знает ситуацию, понимает, что «об расцепиться» не может быть и речи, это означало бы начало войны всех против всех: обеспечить себя только своими ресурсами уже никто не в состоянии. А снизить уровень жизни до лука с картошкой - означает взрыв изнутри, ни одна политическая сила ни в одной стране не способна это сделать. 
То есть, если и «расцепимся», то только в случае, если в большинстве стран придут к власти диктаторские режимы, которые заставят людей жить на луке с картошкой и таким образом ослабят свою зависимость от других. О том, что произойдет в результате, лучше не думать. 
А сейчас, реально - тот, кто изобретет выход из положения, сам для себя применить его не сможет: это изобретательное государство настолько интегрировано в общую мировую экономику, что облегчить свою участь в одиночку ему не удастся. То есть волей-неволей, изобретенным им способом спасения он должен будет поделиться с другими, чтобы и самому спастись.
Ученье - свет, неученых - тьма
Получается, что пора объявлять старт новым соревнованиям - кто первым покажет выход для всех.  Мать Кузьмы, понятно, уже никого не интересует. Если кто-то и думает показать ее другим в той всемирной смуте, которая надвигается, эта мать его же первого и накроет.
Неплохим стартом таких соревнований могло бы стать публичное признание того факта, что заплесневелую идею мирного сосуществования и внедрения в жизнь людей и государств гуманистических принципов нужно срочно менять на практическую систему взаимопомощи.
Нужно признаться самим себе - и публично, - что друг без друга мы уже не выживем. Сильные не выживут без слабых, и наоборот. А если так, тогда нет сильных и слабых, а есть общий организм и все мы - его части. 
Понятно, что создание системы взаимопомощи потребует таких мер, которые население любой страны воспримет, мягко говоря, без особого энтузиазма. Поэтому первым делом нужно ознакомить людей с катастрофическим положением в мире с ресурсами, с экологией, с реальностью полной зависимости друг от друга. 
Здесь уже могут проявиться начала нового «мирного соревнования» - кто быстрее и эффективней других создаст систему ознакомления с реалиями жизни мировой интегральной системы государств, экономик и народов, которая, в конечном счете, влияет на жизнь каждого жителя Земли. А также систему обучения законам жизни в этой новой пока для нас реальности.
Параллельно с подобным ликбезом общество будет в реальном времени расставаться с иллюзиями о том, что жизнь - это постоянное увеличение производства и потребления. Прощание с иллюзиями будет сопровождаться крушением многих систем, возникших в рамках этих мифов. Таких систем, как политика запланированного устаревания вещей, за ней - огромная индустрия потребительской рекламы, а вместе с ней и производство ненужных вещей, которое сейчас основывается на искусственном и даже насильственном стимулировании потребительских желаний, а точнее - на целенаправленной обработке сознания людей.
По-взрослому
Возможны ли подобные преобразования, - даже не вопрос: они необходимы. Невозможно другое - проделать все это в рамках обычной патерналистской системы отношений власть-население. Придется, хочешь - не хочешь, менять их на отношения партнерские. 
Потому что отношение населения к власти всегда потребительское: обеспечь нам уровень потребления, и все тут! А для того, чтобы ему обеспечили уровень потребления, население всегда согласно, чтобы его государство враждовало с другими ради ресурсов, влезало в долги, и пр. То есть, обычная расстановка сил в  государстве: власть-народ, только поддерживает все большее сползание к катастрофе. Население-птенчик сидит в гнездышке и ждет только лишь червячка, ничего другого он знать не хочет. Вы скажете: оно работает! А я скажу: оно не работает, а выполняет условия получения того, что хочет. Если бы можно было бы получать, не работая, население делало бы это с большим удовольствием.
Поэтому в интересах власти в наше время, чтобы одним из результатов вышеописанного ликбеза стало бы становление гражданского общества, как «взрослого» состояния населения. Это общество могло бы взять на себя труд по самообразованию - повышению квалификации жителя современного интегрального мира. По-взрослому. Зрелое гражданское общество откроет, какими внутренними ресурсами обладает само население и сможет реализовать эти ресурсы в системе взаимопомощи. Это снизит напряжение враждебной зависимости от других государств. Оно может избавить само себя от младенческих представлений о демократии, о том, что просто раз в четыре года нужно выбрать правильную партию и правильных пацанов - и тогда все будет в порядке.
Практически, оно, гражданское общество, способно сделать чудо: избавить нас от того наваждения, в которое нас загоняли сотни лет: о том, что количество и стоимость вещей, находящихся во владении человека определяют его ценность, а не его готовность к взаимопомощи. Под такие чудеса, на которые способно зрелое гражданское общество, любая власть на партнерских условиях с удовольствием поможет, направив на это всю мощь СМИ.
Такая вакансия - и никого…
Итак, после того, что мы выяснили, что всему причиной мифы, появившиеся в свое время, затем долгое время раздуваемые малознакомой большиству, но вполне реальной властью международных финансовых институтов, и приведшие к краху цивилизации, мы можем сказать, что никто не в силах нейтрализовать власть этих губительных мифов, кроме самих людей, нормального гражданского общества, жизнь которого устроена на основах взаимопомощи. 
Власти государства не в состоянии это сделать хотя бы потому, что они вынуждены поддерживать эти мифы и обслуживать их и народ, чтобы сохранить свое место, то есть - власть, как нечто, обеспечивающее чаяния, уровень претензий и потребностей, надежды населения. Когда же сам народ развеет власть этих мифов, тогда и власть охотно будет способствовать новой форме жизни - ее саму власть никто этим не отменяет, просто она должна будет уже обеспечивать своими средствами (СМИ, законами, инфраструктурой) новые формы жизни.
То есть, что делать, ясно, остается только вопрос - кто первым возьмется за эту работу, - показать всем кузькину мать, то бишь, пример, новой жизни. Такая вакансия - и никакой толпы у входа! Подумать только…

общество, интегральная система, соревнование, кризис

Previous post Next post
Up