Верю! Не верю!

Mar 30, 2012 16:39




Наша склонность верить тому, что нам говорят, делает чудеса.
Вера вообще интересный феномен: кто-то когда-то сказал нам что-то, и для нас это вдруг, неизвестно по какому наваждению, становится истиной. За неверие в которую мы любого готовы объявить человеком чужим и даже подозрительным.
Мы вообще видим мир таким, как нам о нем рассказали.
Вера ужасно плодовита. Это можно видеть даже по тому, сколько самых разных понятий коренятся в этом маленьком слове. Например: «верно» (то есть, правда), «неверный» (вах!), «проверка» (боже упаси, конечно), «уверовать», «уверять», «верность» (и рядом с ней ее сестричка, неверность)… ну и много еще.
Большинство этих слов они как-то все же небольшого радиуса действия, распространяются на одного или нескольких субъектов. А вот слово «доверие», например, просто откровенно выпирает из ряда сородичей по корню своей социальной значимостью.
Чтобы представить себе его истинное значение, вообразим себе невинного карапуза, который растет в среде, где никому и ничему нельзя доверять. Понятно, что если и выживет этот бедолага, то только в виде конченного неврастеника или, чего доброго, отъявленного лжеца.
Или же - другой пример: спросите любителя логических головоломок, который просто душой отдыхает, решая да досуге задачки про «рыцарей» и «лжецов», - захотел бы он жить в такой вот стране лжецов? И решать все подобные задачки: «он сказал туда, значит надо сюда, но пока сюда, там все раскупят, а сюда потом не пустят...» - и прочее, - по ходу дела, при составлении любых планов, в любом разговоре, при любой покупке? Вряд ли.
Но ведь весь юмор ситуации заключается в том, что все мы живем именно в такой среде. А многие в ней родились и растут, как вышеупомянутый несчастный карапуз.
Например: каждый знает, что любая сделка - это соревнование договаривающихся сторон в недоверии друг другу. Соревнование на отточенных чувствах, на кончиках нервов. Чуть оружие притупилось, поверил другому - проиграл.
А реклама, которая уже даже не приукрашивает товар, что можно было бы оценить как попытку солгать и сказать: не доверяю? Она уже взяла нас в кольцо как немцев в Сталинграде и лупит по нервам из всех видов оружия, - телевидение, радио, газеты, рекламные полотнища - на уничтожение. Это ж уже не соревнование, это уже побоище. Нас даже не спрашивают, доверяем ли мы им, может, мы уже согласны подписать капитуляцию, лишь бы отцепились - так и живем годами под бомбами рекламы как жители Сдерота под обстрелом из Газы.
Или банки, например. От финансового кризиса, который нашу страну еще не кусает, как других, еще только принюхивается, - в других странах у банкиров уже начинают не выдерживать нервы, и они вдруг начинают каяться публично, в том, что они делали с доверчивыми клиентами.
Грег Смит, глава отделения американского банка Goldman Sachs в Европе, Ближнем Востоке и Африке, сделал это прямо в «Нью-Йорк Таймс». Мы, пишет он, «… постоянно убеждали клиентов покупать акции и прочие активы, от которых сам Goldman в ближайшем будущем планировал избавляться, как от не приносящих дохода».
Если подойти к доверию без всякой лирики, можно увидеть, что оно, подобно надежным вожжам, - хорошее средство управления теми, кем ты хочешь управлять, а также «сравнительно честное», как говорил Остап Бендер, средство отъема денег у тех, у кого ты хочешь их отнять.
Поэтому тем, кто управляет и отнимает, нужны средства мониторинга. Одно из таких средств, крупнейшая PR компанией мира Edelman Trust Barometer (названьице-то!) в своем ежегодном социологическом исследовании обнаружила, что в 2011 году во всем мире заметно снизилось доверие к власти, СМИ, а также неправительственным организациям. Если в цифрах, то это выглядит так: в среднем в 25 странах мира уровень доверия к правительству упал до 43%. В 15 из 25 стран он не дотягивает до 50%. Чиновникам и политикам в качестве источников информации доверяют только 29%. За восемь лет до этого исследования им доверяла большая половина населения. То есть вожжи явно слабеют и рвутся.
(продолжение, видимо, следует :-)

общество, вера, доверие

Previous post Next post
Up