Мнение Салманы Хана, американского педагога, создателя онлайн-школы, которая распространяет знания бесплатно и для всех - и «заметки по поводу».
Учебное пространство. От пассивной модели мы перейдем к активной, креативной. Аудитория - место для разработки проектов, со свободным передвижением. Студент будет самостоятельно исследовать, как были открыты интегралы, дифференциалы и квантовая физика, получать знания не торопясь, в удобном для себя темпе, учась строить, создавать и исследовать не только в сфере технологий, но так же учиться рисовать картины, сочинять музыку, ставить танцы. Главное - креатив и собственное открытие новой информации, студент наедине с собой.
-- что его будет стимулировать к получению знаний и креативности - «не торопясь,… наедине с собой»? только пенсионеры учатся «для себя», молодой человек учится, чтобы устроиться в обществе. Критерии и запросы - очень практичные: что пригодится? Можно проявлять креативность в процессе учебы? - отлично, но насколько это мне пригодится в будущем? То есть, все это будет реально только если подобная система и креативные люди понадобятся обществу.
Знания - двигатель современности. Раньше основная часть общества занималась физическим трудом, небольшая часть - умственным трудом, единицы - инновациями, искусством и творчеством. В будущем основная масса - креативный класс.
-- голословное утверждение, основанное на концепции линейности развития. Что будет производить креативный класс в обществе, основанном на зверской конкуренции? Все лучшие образцы для своей фирмы и все лучшее оружие для
своей родины или же для своего заказчика? Если общество изменится и станет коллективом взаимодействия и взаимопомощи - тогда для креативности появится бесконечный простор для деятельности, ведь ты, креативный, нужен везде. Так же как сейчас талантливых людей приглашают везде - но приглашающие делают это, чтобы опередить и победить конкурентов.
Да и заголовочек... Двигатель современности - не знания предметов, а осознание и ощущение того, что мира, в котором жили, уже нет, а в новом мире выжить поодиночке или группами невозможно.
Важны не оценки, важны проекты. Пассивное (сидячее) приобретение знаний с экзаменами сменится свободными занятиями, успех будет определяться применением на практике. Учиться будут всю жизнь и также реализовывать себя. Критерий учебы - "что я создал?"
-- критерием учебы не может быть вопрос ограниченного человека «что я создал?», критерием развитого человека может быть только - насколько то, что я создал, создаю, принесет пользу всем?
Кроме того, масса профессий, связанных с искусственной, не необходимой для нормальной жизни, деятельностью, уже сейчас исчезает, поэтому вопрос о пользе касается не только проектов, но и рода занятий вообще.
Роль преподавателя. Преподаватель из лектора становится воспитателем. Переход от модели "один преподаватель - многим студентам" к "несколько преподавателей с группой студентов, в которой в дискуссии студентов происходит обмен знаниями", "старшие студенты - начинающим студентам". Все обучение интерактивно.
-- звучит неплохо, но зазвучит хорошо только если целью этой системы, дискуссий и обмена знаниями станет действительно не образование, а воспитание человека нового общества, где все живут друг для друга.
Глобальная меритократия. Расходы на преподавание академических дисциплин снизятся почти до нуля, студентам будет нужен только интернет, уровень образования на планете вырастет до 99%.
-- все растет только в меру спроса. Сейчас искусственный спрос на образование, который подстегивался развитием научно-технического прогресса, как основы развития общества, падает. Это делалось для эгоистической конкуренции и она погубила мир. Если родится новый критерий и цель развития, они, может быть, и дадут спрос на образование.
В общем можно было бы просто процитировать Козьму Пруткова: "специалист подобен флюсу - полнота его одностороння", можно было бы перефразировать и идеи Выбегаллы из "Понедельник начинается в субботу" - типа, если вырастить по интернету кучу креатившиков, то все человечество будет очень довольное, сытое и образованное, - все это было бы верно. но лучше бы кто-то собрал этих передовых спецов и провел бы с ними пару семинаров по кончине нынешней цивилизации, для которой они еще стараются и необходимости работать на новую цивилизацию взаимопомощи.