Жека сидел, уставившись в экран и, забыв оглядываться на дверь, - не идет ли начальство, - периодически мелко вздрагивал и довольно гыкал. Я заглянул в его экран, там был чей-то блог с фотокарикатурами на Путина.
Их там было очень много. Уйма народа трудится на ниве власти, творя массу художественно совершенных насмешек над нею, и этих насмешек чем дальше, тем больше.
Раньше считалось, что «смеясь, человечество расстается со своим прошлым», что смеясь, человек чувствует, что осмеянное ему уже не угрожает. Известны рассказы о том, как обиженные властители и главари вражеских армий обещали большие деньги за головы карикатуристов.
Но сейчас, в эпоху массового хихиканья, наоборот - власть вполне может сливать весь юмор и «сатиру» о себе в соцсети, в народ. Если власть умная, она, видимо, так и будет делать.
Потому что юмора этого так много, так много, что вот сидит человек по имени Жека, и каждый очередной анекдот, карикатура, удачное злое высказывание о власти уже кроме очередного «хи-хи» ничего у него и не вызывает.
Где делись горячий мат и искренняя злость, вызываемые упоминанием о неправедной власти? Вышли в тираж, в расход, в разменную монету.
Есть у подобного «смеха» есть еще один подленький психологический эффект: удовольствие. Человек, получая удовольствие от унижения другого, пусть даже это нелюбимая им власть, на миг чувствует себя выше того, кого осмеивают, ловит мимолетный кайф, - и успокаивается. Смех уже не делает его сильным, а примиряет с действительностью.
А власть, продолжая дергать его за ниточки бытовых проблем, законов, за живую ниточку человечью - иметь над собой власть, - продолжает управлять им, как получившим удовольствие и потому послушным до поры до времени, животным.