из поляков в чехи (полупутевая заметка)

Sep 27, 2012 16:55

Путешествуя по Европе, я проехал через Польшу и Чехию, а потом обратно через Чехию и Польшу, и душа моя легла к полякам, а к чехам душа моя не легла. И не то чтобы чехи вызвали у меня неприязнь, просто страна их мне показалась какой-то ненужной, необязательной; я бы не расстроился, если бы к югу от Катовиц сразу начиналась Австрия.

Поляк умилителен. Он, кажется, до сих пор борется за титул настоящего русского, хотя уже несколько раз проигрывал эту борьбу. Он устроил у себя отвратительные дороги, узкие, усыпанные многолюдными селами и коварными радарами. Там же, где дороги широки, на десятки километров тянется вечный ремонт, причем видимые работы идут на считанных верстах, остальное же раскопано почем зря. Вот, полюбуйся, русский человек, дороги у меня еще похуже твоих! В каждом селе мы встречаем статую девы Марии, украшенную цветами: смотри, русский, здесь твою Богородицу чтут больше, чем у тебя дома. Наконец, путешественник устает тащиться сквозь эту малопроезжую страну и начинает искать место для передыха. Быстренько ему подворачивается придорожная корчма, коих здесь множество. Поляк очень любит кормить русских людей, для того и ставит корчму. Он подсылает к нам кроткую златовласку, именуемую "пани" (она совершенно одинакова в любой корчме), и через нее соблазняет голодного русачка борщом по кличке "барщ", пельменями по имени "колдуны" и иными хорошо знакомыми нам блюдами. Мол, погляди, русский человек, еда-то вся почти как твоя, только получше. Тем же, кто не за рулем, могут налить и настоящей польской водки. Оттого, может быть, и дороги в Польше держатся в небрежении, чтобы страну эту нельзя было проехать одним махом, не заглянув в корчму.

Великолепные трассы Чехии, напротив, едальнями не изобилуют. Путешественнику, скорее всего, предстоит замаривать червячка на заправке подрумяненными колбасками, и лишь славянская речь убедит его в том, что он не в Баварии. Да разве только кухня у чехов заемная? Блистательна их столица Прага, но над ней висит сладковатый стыдный запах трофейности. Хозяева ушли, оставив свои каменные стада на славян-свинопасов. Немецкий Карлов мост, по вечерам похожий на огромный вагон московского метро в час пик. Немецкий Вышеград, цитадель пражанина Рудольфа (немца), мрачно описанная пражанином Майринком (немцем).

Но что меня по-настоящему задевает в чехах, так это чешская пивная культура. Она, разумеется, тоже стибрена у немцев, но немцы-то вообще существа инопланетные, и культ пивопития - вовсе не самое жуткое из придуманного ими (взять хотя бы унитазы с переменной геометрией стульчака, а также газовые камеры). Однако, что простительно немцу, то трудно простить славянину. Славянская судьба - это водка. Русский любит водку, поляк любит wodku, украинец обожает свою горилку, сербо-хорват молится трехликому идолу ракии (лозовача-шливовица-траварица). Но, любя водку, славянин понимает ее как грех. Вечерний пьяный грех и утреннее похмельное раскаяние, метанойя метаболизма и катарсис. Водка двойственна: она и жизнь (aqua vita), и маленькая смерть, массовый падёж мозговых клеток. Славянин находится в диалоге с водкой: бутылку не выпивают, ее "уговаривают". Водка мистична; польский еврей, вчуже созерцая водку своим духовным умом, породил хасидизм - своеобразное иудейское растаманство. Но водка как воплощение греха - еще и супостат, ипостась диавола. Выходя в одиночку на бой с зеленым змием, славянин чувствует себя святым Георгием, хотя сподручнее биться втроем: три витязя, три богатыря. Эта битва обязательно будет проиграна, но каждый раз павшие герои бывают воскрешены (иногда - глотком пива).

Пивная культура - совсем другое дело. Она однозначна, отмирна и позитивна. Питьё пива - не грех, а буржуазная добродетель. Мы хорошие бюргеры, достойные члены общества, и именно поэтому в пятницу после работы мы идем в биргартен и усасываемся там пивом. В воскресенье - в церковь, а в пятницу изволь-ка, дружок, ударить с нами по пивку. Пиво не терпит заговорщиков или одиночек: в пивной тебя ждут длинные дубовые столы и сплошные скамьи. Никакой privacy, сплошная community. Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас. Всё на миру делай: хлещи пиво, ссы под стол, блюй на рукав соседу, наконец, давай и получай в глаз. Твои милые безобразия оправданы, сегодня твой день, твоя община тебя любит. Община тут выступает в образе грудастой многорукой поселянки, девы-пивоносицы, и от этой любви человек расцветает в самом нехорошем смысле. Если водочный отщепенец относится к себе с сомнением, доходящим до самоненависти, то пивной пузан омерзительно самодоволен. «Ты будешь доволен собой и женой, своей конституцией куцей». Мы были в биргартене и придем ещё.

Нет, мы, русские люди, так не можем. Не можем мы столько всего на миру творить. Нам на миру только смерть красна, умирать-то и выползаем. А нам всё кажут и кажут рекламы чешские про бочкового козела и бутылочного гуся, воспевая приторно-гемютную добродетель пивного пьянства. И до того тошно от этого, что хочется возопить: чехи, братья наши заблудшие! Что же вы это с собой делаете? Ведь онемечились вы совсем, лицо своё потеряли и душу о дубовые скамьи объелозили. Вот поляки стремятся стать лучшими русскими, и это мило. Вы же стремитесь стать лучшими немцами, и это категорически неправильно. Опомнитесь, повернитесь лицом к своей славянской судьбе, у вас же всё для этого есть!

И вот они опомнились. И первое, что сделали - отравились паленой бехеровкой на польском метиловом спирту. Нет, уж лучше сосите свой пивас, европейцы.
Previous post Next post
Up