Подлые мнения

Mar 13, 2009 23:39

Дело совершенно не в том, что никаких «акакиев акакиевичей» не существовало. В конце концов, «художник», «воображение», «образ», «гипербола» и т.д. Однако за этим волочится «все мы вышли из «шинели», «трагедия маленького человека», «натуральная школа» и прочая гадость. Поэтому коротко «плюнусь».
«Типически-чиновным чертам» Акакия Акакиевича прибавлена idée fixe (шинель). «Художественный приём», «острый сюжет» - великолепно, "да на здоровье", всё бы и ничего. Почитали, поцокали языком и - в урну. От малых деток подальше.
Но ведь это мнение! Высокомерное, презрительное, таящееся под маскою жалости, участия, едва не сострадания. Мнение не «абы кого», но «русского писателя». Подвизавшегося когда-то по молодости в помощниках столоначальника. «Видевшего изнутри», «знакомого не понаслышке». Возможно, обиженного, высмеянного или не получившего там «должного» внимания, - за давностью не разобрать, однако возненавидевшего «чиновный люд» навсегда.
Мнение вдохновило легион «высмеивателей», «обличителей», «вскрывателей язв». Которых, возможно, и слушать бы «в голову не пришло», если бы не «то мнение».
Так «ничтожество» государевых служащих стало общим местом.
Именно поэтому Гоголя так любили большевики. Показал «царизьм». «Уделал». «Почти наш». «Поценней» Горького. Ибо писатель - несравненный.
До сих пор аукается.
Отличный пример "подлого мнения" ("niederträchtigе Meinung") из Л. Бадрикума.
Ни одного подобного "типа" ни у Пушкина, ни у Достоевского.

русская классическая литература, подлое мнение, Гоголь

Previous post Next post
Up