Джентльмен - аболиционист психиатрии

Mar 30, 2012 01:12


Нижеприведённая статья Роберта Аллена Бакера (Robert Allen Baker, 27 июля 1921 - 8 августа 2005), американского психолога и почётного профессора психологии в Университете Кентукки, посвящена обзору аргументов и книг Томаса Стивена Саса. В ней наибольшее внимание уделяется его книге «Освобождение посредством притеснения: Сравнительное исследование рабства и психиатрии».

Джентльмен - аболиционист психиатрии
Роберт Аллен Бакер

Историю неудачных и жалких усилий человека разобраться со своими психическими проблемами хорошо документируют, но редко читают. Более того, её уроки никогда не признавались и не служили руководством к действию. Несмотря на наш восхваляемый научный прогресс, наши ошибочные усилия, предпринятые во имя исцеления, открыли нам мало нового. Предположение, что понятие «психическое здоровье» тождественно понятию «физическое здоровье», являет катастрофическую ошибку и очевидную безуспешность стремления понять фундаментальную природу человека. Это ошибочное предположение является основой и руководящим принципом псевдонаучной отрасли современной медицины, которую мы называем психиатрией.

Чтобы исправить эту ошибку и полностью революционизировать используемый современной медициной способ рассматривать и лечить людей, чьё поведение отклоняется от нормы, психиатр Томас Сас, которому сейчас восемьдесят один год, предпринял продолжавшийся всю его жизнь крестовый поход. На страницах около тридцати книг и сотни статей в общенаучных, медицинских и популярных журналах на протяжении своей блестящей и безупречной карьеры Сас вёл зачастую одинокий, неутихающий бой с медицинским непониманием, медицинской ошибкой, медицинским неправильным лечением, медицинским злоупотреблением и медицинской несправедливостью, с какой эта отрасль обращается с людьми, получившими ярлык «психически больные» из-за того, что их поведение является странным или девиантным. Согласно Сасу, само понятие «психическое заболевание» представляет собой колоссальную ошибку и заблуждение.

С момента публикации его первой научной статьи в 1947 году из-под пера Саса выходил постоянный поток публикаций, защищающих человеческую свободу и свободу личности. Сас выражал принципиальную оппозицию ко всему, что нарушает право человека самостоятельно обращаться за медицинской помощью.

Первая книга Саса, «Боль и удовольствие» (1957), представляла собой умеренную критику психиатрического (медицинского) мнения, что вся боль имеет соматическое происхождение и, следовательно, требует медикаментозного лечения. Его вторая книга, «Миф душевной болезни» (1961), дала понять медицинскому миру, что Сас в интеллектуальном плане является значительной силой, с которой необходимо считаться. Он шокировал представителей психиатрии, утверждая, что «психическая болезнь» никоим образом не является сродной нарушениям, вызываемым бактериями или вирусами. Навешивание на людей ярлыка «психически больные» освобождает их от личной ответственности за их действия, предоставляет психиатрам власть помещать людей в «психиатрические больницы» и способствует укреплению ложного мнения, что болезни психики и болезни мозга идентичны. Почти все так называемые психические нарушения являются расстройствами эмоций - то есть расстройствами мышления и поведения, которые нельзя сравнивать с соматическими нарушениями, такими как рак и воспаление лёгких. Психиатрический взгляд на вещи, преобладавший во время публикации «Мифа душевной болезни» и преобладающий в настоящий момент, заключается во мнении, что все «психические» нарушения являются «соматическими» и что если не было обнаружено никакого соматического или неврологического изъяна, позволяющего объяснить нарушение, то в конечном счёте он всё же обнаружится. Наиболее типичным примером этой логической ошибки является длящийся в психиатрии два века тщетный поиск биологической причины и соматического маркера «шизофрении» - категориальная ошибка, которая аналогична попытке сфотографировать сон.

С самого начала Сас утверждал, что недобровольная психиатрическая госпитализация хуже, чем вынесение приговора к тюремному заключению, поскольку обычные заключённые освобождаются после отбытия своего срока. Иначе дело обстоит с помещёнными в психиатрическую больницу. Они находятся в заточении в зависимости от усмотрения психиатров, часто на всю жизнь и часто потому, что заявляется, что они опасны. Сас верно отмечает, что понятие предполагаемой опасности «психически больных» в действительности лишено смысла и указывает скорее на то, кем является определённый человек и каким образом он опасен. Например, пьяные водители лишают жизни больше людей, чем параноики, хотя параноиков охотно подвергают психиатрической госпитализации, а пьяных водителей - нет. «Психиатрические больницы» (тюрьмы, охраняемые медицинским персоналом), куда помещаются «психически больные», не делают помещённых туда лучше, они делают их хуже, как только те приспосабливаются к пребыванию в условиях несвободы, теряя социальные навыки, которыми они обладали до помещения туда.

Третья книга Саса, «Право, свобода и психиатрия» (1963), принесла ему даже ещё больше внимания и признания, даже ещё больше сделала его взгляды предметом дискуссий, а его самого - объектом неприязни со стороны влиятельных психиатров, предпринявших всё возможное, чтобы очернить его имя и высмеять его взгляды.

В 1963 году Сас ввёл термин «терапевтическое государство» для описания общества, которое применяет медицинские обоснования в целях лишения людей их прав и жизни. Он твёрдо выступил против «медицинской модели» психиатрии, псевдонаучного обоснования, предназначенного для того, чтобы корректировать и контролировать каждый аспект человеческого поведения. Несмотря на усилия Саса, терапевтическое государство расширило свои сферу влияния и власть в то время, как его биологические теории и генетические концепции привели к «психиатризации», «медикаментозному успокаиванию» и обеспечиванию американцев «болезнями». Почитание терапевтического государства сейчас превращает нас в «нацию жертв». Будучи далёкой от успешной реализации своей декларируемой программы по обеспечению и поддержке «психически здоровых граждан», вместо этого психиатрия создала нацию жалующихся, испытывающих жалость к себе и безответственных людей, имеющих пристрастие к препаратам и лечению и всё более и более неспособных жить свободной, независимой и непринуждённой жизнью - той самой жизнью, которую психиатрия, как ни парадоксально, провозглашает своей целью ради своих пациентов.

Сас мужественно боролся с терапевтическим государством в ряде книг и статей, подвергающих критике его основные допущения и утверждения: «Фабрика безумия» (1970), «Ритуальная химия» (1974), «Шизофрения: Священный символ психиатрии» (1976), «Богословие медицины» (1977), «Миф о психотерапии» (1978), «Терапевтическое государство» (1984) и «Фармакратия: Медицина и политика в Америке» (2001). В книге «Наше право на наркотики» (1992) Сас показывает, что под патерналистской личиной защиты уязвимых членов нашего общества, детей, социальных меньшинств, немощных правительство преследовало их и наносило им вред. Вместо того чтобы обеспечить «защиту» чернокожим и латиноамериканцам от «опасных» лекарств, «священная война» с занимавшимися самолечением людьми (несправедливо названная «войной с наркотиками») позволила правительству преследовать их во имя лечения. Настолько же трагично, что миллионы больных американцев лишены необходимых им ценных лекарств, потому что эффективные обезболивающие были признаны нелегальными или доступными только по рецепту, который большинство врачей боятся дать, чтобы не стать предметом внимания государственных медицинских советов и не лишиться лицензий.

В книге «Освобождение посредством притеснения: Сравнительное исследование рабства и психиатрии» (New Brunswick, NJ: Transaction, 2002) - последнем выступлении Саса против терапевтического государства и психиатрической лжи - Сас не оставляет сомнений в правомерности и убедительности своих аргументов. Выдавая себя за терапию и действуя под именем медицины, современная психиатрия подвергает своих пациентов (жертв) самым отвратительным формам психического и физического притеснения. Сравнение психиатрии и рабства может показаться чрезмерным на первый взгляд, но когда Сас развивает свою аргументацию, мы находим её глубокой и убедительной. Поскольку государство провозглашает, что психиатрия является отраслью медицины и что все психические заболевания являются заболеваниями мозга, психиатрия получает всё больший контроль над людьми и их поведением. Обладая властью насильно вводить препараты, задерживать и лишать свободы, психиатрия занимает трон терапевтического государства. Несмотря на все усилия, провозглашенные и предпринимаемые ею, чтобы «освободить» людей от их «болезней», в действительности она притесняет и лишает их свободы. Терапевтическое порабощение психиатрией хуже, чем все формы политического рабства, которым подвергался мир до сих пор.

В предисловии к книге «Освобождение посредством притеснения» Сас отмечает, что психиатры, поддерживаемые некритичными судьями, обладают властью ставить диагноз и назначать лечение человеку против его воли. Сас подробно описывает сходство между рабским трудом и принудительными психиатрическими мерами вмешательства. Он отмечает, что психиатрические диагнозы, методы лечения и лишения свободы - подобно испанской инквизиции - не терпят инакомыслия, поскольку врачи обладают властью приводить к подчинению. Обычная психиатрическая практика основывается на принуждении, но принудительный контроль над плохим поведением должен осуществляться на нравственных и политических, а не на медицинских и терапевтических основаниях. Психиатрическое рабство во всех отношениях враждебно личной свободе и ответственности, законности и самому существованию свободного общества. Противоправное поведение едва ли является единственным видом поведения, который позволяет психиатрии лечить человека принудительно. С творческим приумножением психиатрических диагнозов, практически каждый человек теперь характеризуется как «психически больной» и может подвергнуться принудительному лечению.

Если в прошлом двигательную активность психически больных ограничивали физически, то сегодня её ограничивают химически, с помощью фармакологических средств стеснения под видом лечения. По мнению психиатров, право на отказ от лечения является излишним. В 1900 году 67 процентов «психически больных» признавали «выздоровевшими» и освобождали в среднем через 3,9 месяца. Этот результат был гораздо лучше, чем результат, даваемый сегодня принудительным введением препаратов. К сожалению, большинство американцев считают, что полезно дать психиатрам больше власти, а большинство психиатров считают, что люди имеют «право» быть спасены, а не оставлены в покое. Хотя доказательства положительных результатов у психиатрии отсутствуют, а доказательства её вреда многочисленны, как аргументированно показывает Сас.

В первой главе книги «Освобождение посредством притеснения» Сас объясняет, что в психиатрической практике свободы лишаются две категории людей: преступники и сумасшедшие. Здесь он также приводит свой обзор того, как «психически больных» лечили в прошлом, и рассматривает значимые вопросы. Почему так много людей отказываются от лечения? Если психотропные препараты действительно помогают, почему так много людей прекращают их приём? И почему так много людей не считают себя сумасшедшими, даже если психиатрия дала им такой ярлык? Сас утверждает, что психиатрические методы всегда будут оставаться спорными и сомнительными до тех пор, пока мы не можем решить, как относиться к пациентам, врачам и психиатрическим больницам. Являются ли пациенты дееспособными взрослыми людьми, которых надлежит считать людьми, отвечающими за свои действия, или они являются недееспособными подопечными государства, которые нуждаются в защитё путём лишения их свободы? Являются ли психиатры в основном врачами или надзирателями? Являются ли психиатрические учреждения больницами или тюрьмами?

Во второй главе Сас рассматривает роль психиатра как предполагаемого защитника общества. Беря на себя обязательство предупреждать об опасных безумцах и защищать как пациента, так и общество, психиатры значительно расширяют свою власть. Беря на себя роль спасителей, психиатры искренне принимают решение по делу Tarasoff, возложившее на них обязательство предупреждать об опасности, которую представляют их пациенты, хотя ни психиатры, ни кто-либо иной не обладают способностью предсказывать будущее агрессивное поведение. Психиатры часто делают противоречивые заявления о своей способности предсказывать поведение пациента, но если бы они действительно были в состоянии предсказывать агрессию, они не становились бы так часто жертвами нападений своих пациентов. Тем не менее, заявление, что «опасность» является болезнью, ещё больше подкрепляет претензию психиатрии осуществлять репрессивные функции.

Сас предлагает создать своеобразный новый правовой инструмент, психиатрическое завещание, завещание о жизни, которое защитило бы людей от психиатрических хищнических действий. Оно бы разъяснило, опосредовало и разрешило конфликт между подвергающим принуждению психиатром и подвергающимся принуждению пациентом. Оно бы заставило юристов и психиатров подвергнуть критике и преодолеть вводящее в заблуждение смешение «психической болезни», ослабления способности принимать решения и правовой недееспособности. Оно бы способствовало постепенному освобождению психически больного из-под психиатрической опеки и привело бы в конечном счёте к отмене психиатрического рабства. Пациент и врач вместе могли бы использовать психиатрическое завещание, чтобы сделать потенциально принудительные отношения договорными.

По мнению Саса, фундаментальная причина существования психиатрии заключается в создании двух категорий людей: тех многих, кого стигматизируют как «психически больных» и подвергают принудительному психиатрическому вмешательству, и тех немногих, кого оставляют в покое. В «особом институте» («особым институтом» американцы называли рабство негров. - Прим. переводчика) сама идея самоопределения раба была оскорблением для его хозяина. В терапевтическом государстве Patient Self-Determination Act (PSDA) оскорбляет психиатра и изумляет его, как абсурдный. Конгресс ввёл PSDA в действие в 1991 году, чтобы защитить права, основанные на общем праве, и закрепить право пациентов отказаться от определённых видов лечения и вмешательства. В связи с принудительным по сути характером психиатрии PSDA никогда надлежащим образом не распространялся на её пациентов, которые считаются недостойными конституционных гарантий, как их считались недостойными чернокожие рабы.

В последних двух главах «Освобождения посредством притеснения» Сас рассматривает текущие попытки психиатрии расширить и укрепить своё господство. Первый основной метод расширения - это амбулаторное недобровольное лечение. Может показаться невероятным, что Саса винили в крупномасштабной деинституционализации психически больных, имевшей место в 1960-х и 1970-х годах. Вымысел, который распространяли его критики, состоял в том, что психиатрические больницы выбросили своих пациентов, потому что Сас объявил психическое заболевание мифом. Это утверждение настолько же несправедливо, насколько оно ошибочно с исторической точки зрения. Реальным основанием для проведения деинституционализации было экономическое: содержать большое количество людей в психиатрических тюрьмах стоило много денег. «Решением», на которое согласились либералы и консерваторы, демократы и республиканцы, было молчаливое соглашение, что «единственный хороший психически больной - это психически больной, которому вводят препараты». Поскольку большинство специалистов по психическому здоровью и большинство представителей общественности считают, что принуждение людей принимать препараты является лечением, проведение амбулаторного недобровольного лечения и последующее исследование его эффективности представляет собой весьма крупный бизнес для психиатрической индустрии.

В психиатрическом бизнесе бытует старая шутка: «Невротик строит воздушные замки. Психотик живёт в них. А психиатр собирает арендную плату». Он также собирает налоги и тиранит пациента под видом освобождения того. В связи с этим Сас цитирует мудрое наблюдение К. С. Льюиса: «Из всех тираний тирания, искренне осуществляемая во благо жертв, может быть самой репрессивной. ...Быть «вылеченным» против своей воли и быть «вылеченным» от состояний, которые мы даже не считаем болезнью, означает быть поставленным на один уровень с теми, кто еще не достиг сознательного возраста, или с теми, кто никогда его не достигнет, и означает быть помещённым в класс грудных детей, имбецилов и домашних животных» (с. 163).

В своём эпилоге, называющемся «Свобода - это ограждение от контроля со стороны других», Сас даёт колкое объяснение: «Всю свою посвящённую профессии жизнь я выступал против основных принципов и методов психиатрии - психических заболеваний, недобровольной госпитализации и освобождения от ответственности по невменяемости. Я не был первым и не буду последним, кто оказался в оппозиции к определённым священным принципам своего общества и группы» (с. 166). Затем он цитирует заявление лорда Актона: «Требуется быть джентльменом, чтобы жить в условиях сердечной дружбы, доброты и доверия с людьми, чьи идеи и поведение вызывают у него отвращение, и когда он хорошо понимает, что они с презрением и ужасом рассматривают принципы, на которых он выстроил свой характер и свою жизнь». «Оглядываясь на свою жизнь, - отмечает Сас, - я горжусь тем, что был способен следовать примеру Актона по крайней мере в этом отношении» (с. 167).

Уже более пяти десятилетий господин Томас Сас остаётся непоколебимым, бросая вызов влиятельной профессии, которая пыталась сделать всё возможное, чтобы уничтожить его, но не преуспела в этом. Как непреклонный защитник свободы и сторонник самых уязвимых из нас Сас заслуживает нашего глубочайшего уважения и благодарности. История благодарно будет помнить его за его решительную борьбу с психиатрическими ошибкой, лженаукой и медицинской тиранией, которые во имя терапевтического государства продолжают наносить непоправимый и непростительный вред.

Книга «Освобождение посредством притеснения» - это храбрая и достойная попытка одного из величайших современных мыслителей сохранить горящим пламя свободы. Это смелое, убедительное и блещущее интеллектом развенчание психиатрической лженауки, которая обесценивает человеческий дух и наносит вред бесчисленному количеству живых людей. Послание Саса безотлагательно должно достичь как тех, кто ценит науку, так и тех, кто разделяет ценности Декларации независимости. Это искусная защита как разума, так и прав личности.
____________
© Baker, Robert Allen (Winter 2003). "Psychiatry’s Gentleman Abolitionist". The Independent Review VII (3): 455-460.
См. также
Сас Т.С. Освобождение посредством притеснения: Сравнительное исследование рабства и психиатрии (фрагмент) / Пер. с англ. А. Ишкильдина // Альманах «Неволя» № 6, 2006.

Т.Сас, психиатрия, недобровольное лечение, психиатрические диагнозы, Р.Бакер

Previous post Next post
Up