Сейчас это вспоминается с большим удивлением. Не, ну понятно, что дома строились от одного завода и до какой-то степени все, там живущие, как минимум в начальном периоде были "все свои", типа, как в деревне. Но, всё равно, сейчас оно представляется странным. Во дворе между четырёх бетонных пятиэтажек, прямо посередине, был бассейн. Обычный бассейн под открытым небом с глубиной "лягушатника", то есть, что-то около 1,2 метра. Бетонный.[Spoiler (click to open)] По периметру было этакое ограждение из стальной трубы с дырочками и из них тонкими струйками в бассейн лилась вода. Вспоминая, что короткое сибирское лето, которое позволяло купаться, длится очень недолго, я ещё больше удивляюсь тому, кто придумал этот самый бассейн и для чего. Не, ну возможно, что он и не планировался, как именно бассейн для купания, а делался типа для красоты и как фонтан, но... Но, дети в нём купались и никому в голову ругать нас не приходило. Вода в нём менялась не скажу с какой регулярностью, но менялась точно. Надо заметить, что тогда количество работающих заводов Красноярска было выше нынешнего пожалуй, что в десятки раз и апеллирования тоже выглядят странными именно поэтому. Сейчас на том самом месте всё выровнено и заставлено автомобилями. Антисанитария побеждена. *** Сам момент, когда я осознал, что есть "люди, как люди", а есть "другие" случился очень рано. Когда у нас во дворе появился Яша мне было лет пять или шесть. Не помню точно, но в школу я ещё не ходил. Потому что, когда я пошёл в школу, мне купили велосипед "Луч". Это был большой, взрослый велосипед и ездить на нём мне было трудно, но так получилось, что более мелких велосипедов в продаже не оказалось, а родители рассудили, что если я смогу ездить на этом, то он будет "на вырост". Я и смог, и "на вырост" он сгодился. Так вот, Яша резко отличался от всех других детей во дворе. Во-первых, он не купался в бассейне, а смотрел со стороны, как другие купаются. Во-вторых он не ходил в детсад, а это было очень нетипично и больше никого такого во дворе не было. В будни он сидел дома с бабушкой. В-третьих, когда Яше купили велосипед, он начал предлагать его покататься другим детям за деньги. Сам он катался очень мало и плохо. Деньги на всякие пирожные-мороженные всем или почти всем детям давали родители, а вот велосипедов было единицы. Кататься хотелось до головокружения, но возможность такая была только у пары-тройки счастливчиков. Те, кто платил Яше деньги за круг по двору находились. Сначала Яша брал за это по двадцать копеек, но потом начал повышать цену и поднял её аж до пятидесяти копеек. Так получилось, что я смог тогда сдержаться от соблазна арендовать велосипед у Яши. Почему-то я этому рад. *** Вообще, сложно сказать сейчас, хорошо это было или плохо, что деревенские закончили школу через интернатовское обучение. Да, комфортным это назвать вряд ли возможно, но оно однозначно социализировало детей и, тем самым, пользу тоже приносило. Суть в том, что в деревне в самые лучшие годы была только трёхлетняя школа. После этого дети ездили учиться на станцию, где была десятилетка. Поскольку восемнадцать километров глинистой или снежной каши от станции до деревни занимали обычно около часа пути, возила деревенская машина детей на неделю. То есть, в воскресенье вечером увозила, а в пятницу вечером привозила. Ну и на каникулы, разумеется, домой возвращала. Всю неделю дети жили в так называемом "интернате" на станции, который представлял из себя двухэтажный деревянный барак. Местные их называли "инкубаторские". Бывал я в том интернате, пока электричку в город ждал. Ничего особенного, общага как общага. Сказать, что там какие-то особенные безобразия происходили тоже не могу ни с собственных наблюдений, ни с инсайда. Если сравнивать с городскими гостинками, то тот интернат был средоточием добродетели прям-таки.