Про дружность.

Mar 05, 2016 16:56

Вообще, над темой этой я думал давно и даже как-то порывался доосмыслить её, но постоянно находилось что-то более важное и я её откладывал на потом. Она с самого начала вызывала у меня смутное чувство, что я чего-то в ней не вижу, что имеет значение, но не лежит на поверхности. То есть, когда про Эсэсэсэсэрию рассказывают всякое-разное либо совкофилы, либо совкофобы, то их повествования отличаются либо прямой ложью, либо эмоциональной окраской и подсветкой нужного с затенением ненужного повествователю. В данном же вопросе я не находил подобного и натыкался в своих воспоминаниях на противоположные по смыслу примеры, суть различия которых от меня ускользала.
В очередной раз меня побудило додумать это поднятое супругой по какому-то очередному проявлению в очевидной реальности, данной нам в ощущениях и уже не новое для меня "раньше всё-таки намного дружнее жили".
Слышал я это много от кого и чем старше были люди, тем от них слышал чаще. Вспоминая своё детство я с ними скорее соглашался, но что-то меня в этом всём напрягало. А были и такие, кто кричал, что не было никакой дружности и всё было очень даже наоборот. С этим я согласиться никак не мог, но что-то в этом было, что было не похоже на прямую ложь.
А всё было примерно так...[Spoiler (click to open)] Нужно сразу же точно определить про какое время и про какое место идёт речь. Я не очень хорошо владею информацией по европейской части РСФСР, поэтому могу оценивать только несколько городов и куда больше деревень на период примерно 1982-1992 г.г., который вижу показывающим определённую мной тенденцию.
Во всех сибирских деревнях, мне известных, жили дружно _всегда_. Причина тут вполне банальна. Выжить в местных условиях без взаимопомощи и без расчёта на соседей физически почти невозможно было. Описывать все нюансы взаимодействия в деревне я не стану, посколь это довольно сложно сделать в малом объёме для тех, кто совсем не в теме. А те, кто в теме, это и так знают. Лишь коротенько упомяну, что в наших деревнях описанного периода и ранее было в широком ходу слово "помощь". Смысл оно носило сугубо повседневно-практический. Этим словом называлась общедеревенская посадка картошки на отдельных огородах отдельных хозяйств в очередь. Точно такая же работа по завершению покоса в один день на одном хозяйстве тому, кто явно не в силах сделать этого сам. Заготовка дров, постройка чего бы-то ни было и т.д. А также совместные работы на строительстве общих элементов инфраструктуры, типа клуба, колонки, школы и т.п. Эм-м... Безплатно, да. В подобных условиях без повышенной дружности вряд ли вообще что бы-то ни было возможно сделать. Впрочем, в повседневной жизни это тоже проявлялось. Скажем, если мне доводилось приехать в деревню в такое время, что бабушки не было дома, любой, кто меня заметил бы, первое, что начал бы делать - звать в дом, чтоб дать умыться, напоить, накормить. Причём, невзирая на отказы, как правило. Но, это всё не является ничем новым и секретным даже для чисто городских, кто просто слышал что-то где-то от кого-то подобное. Дело тут в том, что про дружность речь идёт обычно не о деревне, а, как раз, о городе. То есть, в деревне оно как бы, подразумевается само собой разумеющимся, а вот по городу эта самая дружность помещается в прошлое, обозначаясь отсутствующей в настоящем.
В целом, если оценивать мои воспоминания о прошлом в городе и сравнивая их с настоящим, я согласен, что раньше жили именно намного дружнее, а сейчас - как раз наоборот. Но, как я и писал вначале, что-то тут мне не видится однозначным и простым. Начав вспоминать более подробно я пришёл к выводу, что в моём прошлом та самая дружность была в городе _не везде_. То есть, в маргинальном райончике, где жил я она была почти тотальная. В спальных районах "хрущёвок", куда я ездил к друзьям и бывшим одноклассникам - почти то же самое. А вот в центре, в "старом городе" и в старом частном секторе города было сильно не так. То есть, бывал я там не очень много и обширными знаниями по вопросу не обладаю, но общее впечатление из тех случаев, что бывал, сложилось именно такое. Впрочем, именно в центре я даже мал-мал дружил с одной девицей, но, опять-таки, недолго.
С течением времени менялось и мигрировало население районов. С бичёвских "гостинок" многие выезжали в более нормальное жильё. В те "гостинки" заезжала совсем другая публика. Центр расселялся, отдаваясь под офисы.
Всё менялось и сейчас выглядит совсем не так, как было тогда. Но дружность куда-то пропала совсем и, как бы, отовсюду.
А откуда она была тогда? И, вот, когда я начал вспоминать плотнее и в общем охвате, я и понял.
Вся тогдашняя дружность была рудиментом, который завезли понаехи с деревень. Ну, в бичкварталах она была плотно сдобрена ещё и лагерными понятиями, но то лишь чуть придавало экзотичности, не меняя самой сути.
Не у всех обои родители были деревенскими, но и даже одна половина "тащила" эту тему вполне. И у меня, и моих детских товарищей либо один, либо оба родителя родились и воспитались в деревне. А вот у жителей центра, как правило, родители были именно городские. Это даже тогда закладывало некую такую невнятную грань, но сейчас осознаётся вполне логичным.
Со сменой поколений людей, выросших в именно старой ещё сибирской деревне, в городе становилось всё меньше. Уже давно нет в живых моих родителей. Меня сложно назвать деревенским, посколь я успел и пожить, и поучиться и в деревне, и в разных углах города. Ну, да, я знаю эти темы по себе и изнутри, но уже не так, как мой отец. Я не вырос _безальтернативно_ в этом. Большая же часть нынешнего населения города - классические горожане, никогда деревенской жизни не видевшие. Они просто забыли и изжили то, что когда-то приехало в город с их родителями. Многие из них и раньше-то считали своих родителей, скажем так, чудаковатыми, несовременными, жившими неправильно. Позже они, конечно же, стали жить совсем по-другому. Не так, как их родители. Ну, а вместе с этим ушла и та самая дружность. Потому что пресловутая деревенская "помощь" совсем неактуальна в благоустроенной квартире и при классическом городском образе жизни. Дети во дворе не воспринимаются как "все наши, деревенские", да и во дворе те дети нынче не находятся, как правило. Человеки зачастую не знают даже своих соседей по лестничной площадке, поскольку в этом нет насущной необходимости, а чисто факультативно если, так есть и много другого, более интересного и актуального. Причём, всё это было так ещё и до всяческих этих ваших тырнетов с социальными сетями, а сейчас и дефицит общения не толкает никуда, посколь купируется этим вот всем виртуальным.
Есть разного рода адепты создания горизонтальных связей, которые призывают создавать всякие местные коллективы, общины, всякую там взаимопомощь и прочее. Свои предложения они строят во имя собственно позитивных целей и, теоретически, они должны бы приносить обоюдно полезные всем участникам результаты. Сравнивают нынешнюю атомизацию с эффективностью нацменских диаспор. Приводят аргументы, запугивают нехорошим будущим, увещевают положительными примерами прошлого. Результатов как не было, так и нет. И нет их по одной простой причине. Для дедов в деревне дружность была необходимым повседневным элементом выживания. Для отцов в городе она была рудиментом из серии "меня так батя и мамка учили". А вот для "современных людей"(тм) это не является ни тем, ни другим. Вообще ничто не мотивирует и не побуждает к этому, это не является правилом общего поведения и нормой морали, даже рудиментом уже почти не является. И не осознаётся как нечто хоть сколь-нибудь полезное, даже. Скорее, наоборот, видится чем-то странным, посторонним, затрагивающим собственную жизнь "современного человека"(тм).
Это - грустный пост без предложений, прогнозов и даже без общего резюмирующего вывода. Он просто обрывается вот так вот без всего этого.

Мысли вслух

Previous post Next post
Up